ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > «Sensus divinitatis» и «мистическое восприятие»: две модели эпистемического оправдания религиозных убеждений

Игорь Гаспаров
«Sensus divinitatis» и «мистическое восприятие»: две модели эпистемического оправдания религиозных убеждений


18 сентября 2018

Игорь Гарибович Гаспаров
кандидат философских наук, доцент кафедры
философии и гуманитарной подготовки.
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко.
Российская Федерация,
394036, Воронеж, ул. Студенческая, 10;
e-mail: gasparov@mail.ru

Статья посвящена проблеме эпистемической оправданности религиозных убеждений. Рассмотрены концепции эпистемического оправдания, предложенные двумя крупнейшими современными аналитическими философами религии, Алвином Плантингой и Уильямом Олстоном. Согласно Плантинге, религиозные убеждения могут иметь оправдание благодаря особому механизму их формирования, обозначаемому им как sensus divinitatis. Согласно Олстону, оправдание религиозных убеждений – это функция специальных, социально одобряемых способов формирования таких убеждений, которые могут иметь не-доксатические источники, в т. ч. и мистический опыт. Показано, что, несмотря на принципиальное различие, предлагаемые модели имеют значительные черты сходства, в том числе и некоторые общие недостатки. В частности, ни одна из них не способна обосновать подлинность эпистемического контакта с Богом как объектом познания без ссылки на надежность тех механизмов, посредством которых формируется соответствующее религиозное убеждение, страдая, таким образом, от проблемы «эпистемического круга». Предлагается вариант решения этой проблемы на основе аретической эпистемологии, согласно которому двоякая детерминация, – во-первых, со стороны Бога как высшего блага и истины, влекущего к себе волю познающего субъекта, во-вторых, со стороны эпистемических добродетелей, побуждающих познающий субъект к истине и оберегающих его от заблуждения, – могла бы сообщать религиозным убеждениям положительный эпистемический статус.


Вернуться назад