ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Персонализм в США Григорий Золотков
|
Григорий ЗолотковИнститут философии РАН.
В статье рассматриваются персоналистские учения США XIX–ХХ вв. Главными представителями персонализма в США считаются Б.П. Боун и его последователи (Э. Брайтман, Р. Флюэллинг, П.А. Берточчи); тем не менее характерный для персонализма интерес к понятию «личность» прослеживается и у ряда других философов США: трансценденталистов (Р.У. Эмерсон, А. Олкотт, У. Уитмен), сент-луисских гегельянцев (У.Т. Харрис, Г.К. Брокмейер), «гарвардских персоналистов» (Дж. Ройс, Х.У.Э. Хокинг), а также Дж. Хауисона. Сформировавшись под сильным влиянием теизма, немецкого идеализма, а также общей ориентированности американских философов на приложение философии к практическим задачам, в США идеи персонализма получили развитие в двух основных направлениях. В философии религии персоналисты обратились к адаптации идеализма к теистическому мировоззрению. В области социальной философии персоналистами был предложен ряд концепций, обосновывающих особое положение личности в обществе. На рубеже веков заметное влияние на развитие философии в США оказало обсуждение персоналистами проблемы онтологического статуса личности (Ройс, Боун, Хауисон). Позиции мыслителей в отношении этой проблемы варьировались от слияния и растворения человеческой личности в Боге до признания личности как сущности, независимой от Него. В процессе дальнейшего развития персонализм постепенно растворился в философии США, не оказав на неё заметного влияния.
Вернуться назад |