ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Плотин о бесконечной силе Единого в контексте эманации

Надежда Волкова
Плотин о бесконечной силе Единого в контексте эманации


21 мая 2017

кандидат философских наук,
научный сотрудник сектора античной
и средневековой философии и науки
Институт философии Российской академии наук.
109240, Российская Федерация, Москва
 ул. Гончарная 12, стр. 1;
e-mail: go2nadya@gmal.com

Основной целью этой статьи было реконструировать философскую логику Плотина в вопросе об эманации и показать, какую роль в этой проблеме играет понятие бесконечной силы Единого. Описание процесса эманации сущих из Единого является одним из способов Плотина говорить о проблеме трансцендентного начала бытия и мышления. Говоря об эманации, Плотин часто прибегает к использованию метафор. Вопрос о том, почему Плотин использует метафоры, является дискуссионным в исследовательской литературе (Армстронг, Гершен). В статье автор делает предположение, почему использование метафор отвечает самой сути проблемы эманации. Также в статье показано, какие понятия и как использует Плотин, чтобы предложить теоретическое решение проблемы трансцендентного начала, а именно речь идёт о понятиях энергии и совершенной способности. Используя метод историко-философской реконструкции, базирующийся на сравнительном анализе философских текстов Платона, Плотина, Аристотеля, автор приходит к выводу, что Плотин в вопросе об эманации сущих из Единого принимает понятие бесконечной силы Единого как решение проблемы трансцендентного начала.

 

PLOTINUS ABOUT AN INFINITE POWER
OF THE ONE IN THE CONTEXT OF EMANATION

Nadezhda VOLKOVA

Ph.D in Philosophy, Research Fellow at the Department
of Ancient and Mediaeval Philosophy and Science.
RAS Institute of Philosophy, 12/1 Goncharnaya Str.,
Moscow 109240, Russian Federation;
e-mail: go2nadya@gmal.com 

The main purposes of this article were to reconstruct the philosophical logic in the issue of emanation and to show the role of the concept of the infinite power of the One in this context. One way to talk about the problem of the First Principle of thought and being is to describe the process of emanation of beings from the One. When Plotinus described this process, he often used metaphors. The question why Plotinus used the metaphors is controversial among the scholars (Armstrong, Gerson). The author makes the assumption, why the use of metaphors fitted the discussion of the emanation. The article also shows what notions Plotinus used to solve the aporia of transcendental beginning theoretically, i.e. energeia and dynamis. Using the method of historical and philosophical reconstruction based on a comparative analysis of the texts of Plato, Plotinus, Aristotle, the author concludes that Plotinus developed the concept of the infinite power of the One as a solution of emanation’s paradoxes. By its very nature, the One is an inexhaustible source of intelligible and physical life, because the One creates the world of ideas. Each idea is the completeness of physical things following it, because it is their aim and end. Ideas cannot be calculated, because there is no such soul, which can calculate them.


Вернуться назад