ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > Вечна ли душа Сократа? (К проблеме объяснения индивидуальных качеств человека в философии Плотина)

Надежда Волкова
Вечна ли душа Сократа? (К проблеме объяснения индивидуальных качеств человека в философии Плотина)


03 декабря 2015

Надежда Волкова
кандидат философских наук,
научный сотрудник сектора античной и средневековой философии и науки.
Институт философии Российской академии наук.
119991, Российская Федерация, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5;
e-mail: go2nadya@gmal.com.

 

Основной целью статьи было показать проблематичность объяснения индивидуальных качеств в платонической парадигме мышления на примере ранних трактатов Плотина. С одной стороны, всё многообразие умного содержания телесной вещи должно сводиться к идее, которая является умопостигаемым образцом. С другой стороны, традиционно, начиная с Аристотеля, индивидуальные качества рассматривались как результат различия в принимающем идею субстрата, поскольку идея должна быть общей и единой для всех порождённых ею вещей. Одним из возможных вариантов решения проблемы индивидуальных качеств является предположение о существовании идей индивидов, то есть наиболее частных идей, отвечающих не за вид, а за каждого индивида. Используя метод историко-философской реконструкции, базирующийся на сравнительном анализе философских текстов Платона, Плотина, Аристотеля, автор приходит к выводу, что Плотин, решая проблему индивидуации, рассматривает концепцию идей индивидов только как возможное решение, которое, однако, он окончательно не принимает, выдвигая свою собственную оригинальную теорию «непадшей части» души.


Вернуться назад