ИНТЕЛРОС > №1, 2017 > Духовная природа человека в экзистенциальной философии В.Э. Франкла

Юлия Верба
Духовная природа человека в экзистенциальной философии В.Э. Франкла


24 октября 2017

аспирантка, сектор истории антропологических учений.
Институт философии Российской академии наук.
109240, Российская Федерация, Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: julia.soaring-bird@yandex.ru

Автор статьи анализирует философское учение В.Э. Франкла о духовной природе человека как глубинной основе его существования. Центральным объектом проведённого анализа является книга Франкла «Подсознательный Бог», где представлена оригинальная антропологическая теория «строения» человека, всех уровней его бытия, включая тот духовный «стержень», вокруг которого они расположены. Такой взгляд на человека способствует целостному восприятию его как сложного феномена, а также вносит неоценимый вклад в понимание природы человека как особого рода сущего. Франкл, развивая учение Фрейда о бессознательном, в то же время полемизирует с ним, обнаруживая и доказывая наличие «духовного бессознательного» в человеке, источника самых лучших его качеств и ценностей. Духовное измерение в понимании Франкла может быть и сознательным, рациональным, и бессознательным, иррациональным. Самое важное – это пробуждение и активизация этого духовного начала в человеке, даже если оно будет действовать бессознательно. При этом он, не углубляясь в философские исследования трансцендентальных, мистических опытов, в отличие, например, от С. Грофа, который это делал с опорой на индийскую философию, предпринимает попытки анализа снов, находя в них проявления духовного бессознательного, а также проводит углублённый анализ таких духовных экзистенциалов, как совесть. Актуальность данного исследования обусловлена всё более распространяющимся в современном обществе «ноогенным неврозом»: ощущением смыслоутраты, экзистенциального вакуума среди образованных, развитых людей. Из мироощущения человека исчезает экзистенция, а такие понятия, как любовь, вера, надежда, ответственность, совесть, становятся скорее рассудочными категориями, нежели живыми, трепетными экзистенциалами. Необходимо возвращение человека к своей подлинной духовной природе, иначе ощущение наполненности, осмысленности недостижимо. Более глубокое понимание этой природы — один из шагов на пути к выходу из ноогенного кризиса и дальнейшей эволюции человека. В работе были использованы методы философской антропологии, экзистенциального анализа, феноменологии и герменевтики.

 

 

Yulia VERBA
Postgraduate, Department of the History of Anthropological Doctrines.
RAS Institute of Philosophy, Goncharnaya St. 12/1,
Moscow 109240, Russian Federation;
e-mail: julia.soaring-bird@yandex.ru

THE SPIRITUAL NATURE OF MAN IN
EXISTENTIAL PHILOSOPHY OF V.E. FRANKL

The author of the article analyzes V.E. Frankl’s philosophical doctrine of the spiritual nature of man as deep basis of human existence. The central object of the analysis is Frankl’s book “Unconscious God”, which presents the original anthropological theory of the structure of man and all levels of his being, including the spiritual axis around which they are located. Such approach contributes to a holistic conception of man as a complex phenomenon, and makes an invaluable contribution to understanding the nature of human as a special kind of being. Frankl, developing the teaching of Freud about the unconscious, at the same time argues with him, discovering and proving the existence of a “spiritual unconscious”, the source of all best human qualities and values. The spiritual dimension in Frankl’s understanding can be both conscious, rational, and unconscious, irrational. The most important thing is the awakening and activation of this spiritual principle in man, even if it acts unconsciously.


Вернуться назад