ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Исторический идеал как сценарий для будущего: генезис и эволюция теократического проекта В.С. Соловьёва

Анатолий Черняев, Александра Бердникова
Исторический идеал как сценарий для будущего: генезис и эволюция теократического проекта В.С. Соловьёва


20 марта 2018

Анатолий Черняев,
кандидат философских наук,
заместитель директора по научной работе.
Институт философии Российской академии наук.
109240, Российская Федерация, Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: chernyaev@iph.ras.ru

 

 Александра Бердникова
кандидат философских наук, научный сотрудник.
Институт философии Российской академии наук.
109240, Российская Федерация, Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: alexser015@yandex.ru

Предпринимается историко-философская реконструкция концепции свободной всемирной теократии В.С. Соловьёва: раскрыты идейные корни данного проекта в творчестве философа, освещены основные этапы его теоретической разработки, показан культурно-исторический контекст и начальная рецепция в русском обществе теократической идеи, которая стала ключевой в построениях В.С. Соловьёва 1880-х гг. Продемонстрировано, что идея свободной теократии и являющегося условием её реализации соединения восточной и западной частей христианской церкви явилась закономерным итогом исканий философа в период, начало которого связано с публикацией серии статей церковной тематики в газете «Русь» (1881–1882), а финалом стало издание книги «Россия и вселенская церковь» (Париж, 1889). Рассмотрена история создания и публикации центрального произведения данного периода – незавершённого исследования «История и будущность теократии». Предпринята попытка реконструкции авторского замысла, необходимость чего продиктована тем, что, как показал текстологический анализ, ни одна из трёх опубликованных редакций этого произведения (отдельные главы в журнале «Православное обозрение», Загребское издание и посмертное издание в составе Собрания сочинений под редакцией Э.Л. Радлова и С.М. Соловьёва) не может считаться подлинно авторской. Разработка В.С. Соловьёвым теократической темы рассмотрена в контексте идейной эволюции мыслителя, итогом которой стало разочарование в утопическом идеале теократии, что нашло отражение в работах «Об упадке средневекового миросозерцания» (1891) и «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900). Поставлен вопрос о значимости теократического проекта В.С. Соловьёва, в рамках которого путём обращения к средневековой религиозно-политической концепции философ стремился найти пути к решению актуальных проблем современности


Вернуться назад