ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Человеческое существование в галерее превращённых и отчуждённых форм

Алексей Фатенков
Человеческое существование в галерее превращённых и отчуждённых форм


20 марта 2018

доктор философских наук, профессор факультета социальных наук.
Нижегородский государственный университет  им. Н.И. Лобачевского.
603950, Российская Федерация,
Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23;
e-mail: fatenkov@fsn.unn.ru

Статья посвящена рассмотрению человеческого существования в аспекте его превращённых и отчуждённых форм. Обе они отличны от формы подлинной, наличествующей актуально или в потенции. Превращённая форма окончательно не преодолевается, но существует только как преодолеваемая. Переставая быть отрицаемой человеком, она становится отчуждённой формой. Превращённая форма умаляет подлинность, но не заслоняет её целиком. Отчуждённая форма, напротив, способна заслонить, нейтрализовать подлинность. Подлинное человеческое существование обнаруживается как небесстрастная жизнь сообща, хотя бы двух людей друг с другом. Социальность есть превращённая форма жизни сообща, избыточно рационализированной и механизированной. Она, опознаваемая как субстанция разумного эгоизма, пронизана капиталистическим духом, который не устраняется и социалистической практикой. Рационалистический и механистический редукционизм имманентно присущ социальности. Детерминируемая им, она эволюционирует в сторону отчуждённых форм жизни, превращается в избыточную социальность. Та уже никак не усваивается человеческим индивидом: корёжит его природу и экзистенцию, подчиняет его социальность экономическим и техническим структурам. В связке с социальностью и её внутренней логикой автор критически оценивает прогрессистскую мировоззренческую установку. Прогресс есть превращённая форма развития, ещё быстрее, чем социальность, склоняющаяися к отчуждённости и деструкции. Современный мир находится в состоянии инновационного декаданса. Это уже не просто паразитирование на будущем, характерное для классических прогрессистских теорий и практик, это перенос в настоящее истощённого эксплуатацией будущего. Переживается человечеством данное состояние в странной форме возвышенного падения. К обсуждению заявленной темы автор привлекает философско-литературный материал и осмысляемую жизненную эмпирию. Пафос статьи – в реалистичном и ответственном признании континуальности сущего и в посильном сопротивлении его неподлинным формам.


Вернуться назад