ИНТЕЛРОС > №8, 2015 > Про роботов

Елена Бояршина
Про роботов


21 мая 2015

Про роботовЧеловечество уже не первый век задается тремя вопросами: может ли машина мыслить, способ­на ли машина творить и способна ли машина чувствовать. Пока философы пытаются ответить на них средствами чистой мысли, электронщики паяют контакты для новых суперкомпьютеров, а про­граммисты набирают программный код. Технари, правда, редко задаются вопросами типа: «а как простые люди воспримут наше открытие?», «какие будут последствия для духовной жизни человека?», «изменятся ли отношения между людьми?», — и ещё реже пытаются на них отве­тить. Но не говорят об этом и философы, поглощенные в большей степени концептуальным анализом и проблемами референции ментальных терминов. И здесь на помощь приходят искусства, в том числе и «важнейшее» из них.

Кинематографисты вот уже более ста лет создают кино­реальности, в которых машины могут делать всё вышепе­речисленное, причем одновременно или в разных комби­нациях. Тем самым кино служит средством моделирования реальности: проигрываются возможные варианты развития событий, показываются изменения, которые новая тех­нология может привнести в жизнь общества — и в этом отношении создание картин (пусть даже класса b-movie) можно рассматривать как исследование собственного про­блемного поля, не принадлежащего области AI-технологий и не поглощаемого сферой философских изысканий.

Режиссерам, конечно, тяжело каждый раз создавать что-то новое. Часто на помощь им приходят традицион­ные фольклорные или мифологические сюжеты. Вспом­ним, например, о Големе — персонаже еврейских легенд, глиняном великане, оживлённом раввином Лёвом с по­мощью тайных каббалистических знаний для защиты и помощи пражским евреям. А теперь взглянем на Робота Грота — персонажа фильма «День, когда Земля останови­лась». Он должен защищать своего хозяина-инопланетя­нина от агрессивных людей, которые в разгар «холодной войны» совсем не рады незваному инопланетному гостю. И дезактивировать робота можно только кодовой фразой «Klaatu barada nikto». Ну чем не Каббала?

Неисчерпаемым источником вдохновения также служит робот или компьютерная программа в роли «идеального другого», на которого зритель может спроецировать свои страхи и комплексы, надежды и чаяния.

Одна из самых распространенных интерпретаций та­ких сюжетов — это страшилка про роботов-убийц. Часто робот в кино играет роль традиционного маньяка-злодея. Старый сюжет с новым вкусом. Картина про традици­онного маньяка как бы намекает, что не стоит доверять людям, — и не только тем, кто бежит на вас весь в крови, размахивая бензопилой. Даже с виду обычный и безобид­ный, возможно даже близкий вам человек, прекрасный врач (как Доктор Ганнибал Лектер), успешный бизнесмен (как Американский психопат) или талантливый писатель (как Джек Торренс из «Сияния») может скрывать под сво­ей мирной личиной настоящего монстра. Он, однако, остаётся человечным в том смысле, что он «уязвим»: он может ошибиться, от него можно сбежать (если вы, конеч­но, не блондинка в душе, заведомо обречённая на гибель в первые 20 минут фильма), он, в конце концов, может просто околеть.

Антропоморфный робот-убийца пугает тем, что он выглядит как человек, ходит как человек, говорит как человек, но человеком не является. Сходство робота с homo sapience вообще должно будить в человеке пара­ноидальные мысли: «А живые ли существа мои близкие? Не подменили ли их роботами?» Машина гораздо совер­шенней человека: она не стареет, не портится, очень умна и расчетлива, многозадачна — робот способен копировать поведение людей, но чувства никогда не заставят его отступить от выполнения программы, он не допускает ошибок, у него нет слабостей.

Машины, которые прикидываются друзьями и верны­ми помощниками, на самом деле преследуя собственные цели, часто появляются в кино. Это, например, и ком­пьютер HAL 9000 из «Одиссеи 2001», и андроид Дэвид из «Прометея», и Т-800 и Т-1000 франшизы «Терминатор», и андроид-киллер из фильма «Машина», и т.д.

Но не менее часто встречаются и простые роботы-ис­полнители, служащие орудием, претворяющим в жизнь злую волю своих создателей. Так, Шерлок Холмс в одной из серий сериала «Элементарно», где действие перене­сено в современный Нью-Йорк, вместе со своей верной помощницей доктором Ватсон сталкивается с убийством, совершённым машиной. Необходимо выяснить, что стало причиной этого: вредоносный программный код, напи­санный человеком, или машина научилась чувствовать и отомстила обидчику. Со схожей проблемой сталкивается и писатель Ричард Касл (герой одноименного серила), который в очередном эпизоде расследует дело, где од­ним из подозреваемых в убийстве становится программа, управляющая космическим кораблем. Однако в финале с нее снимают прямые подозрения: вина вменяется группе заговорщиков, изменивших программу и убивших с ее помощью одного из членов экипажа. Такие сюжеты мягко напоминают, что для человека опасен в первую очередь другой человек.

В рамках канона классической теории заговора, злоде­ев из машин обычно делают крупные корпорации (как в фильме «Робокоп») или государственные структуры (армия, как в фильме «Универсальный солдат»). В ремейке «Робокопа» 2013 года создатели предложили интересную уловку: согласно сценарию, по закону в США с 2020 года нельзя производить роботов, но корпорация делает ход конем и создает киборга! Подоплёка в том, что созданная таким образом машина только думает, что она человек: программа создает у самой себя иллюзию свободной воли.

Вообще, достаточно ли наличия самосознания, чтобы считаться живым и разумным существом — вопрос, кото рым задаются андроиды во многих фильмах. В развитых мирах будущего обычно избавляются от всех видов не­терпимости практически на любой почве: неважно, какой у тебя цвет кожи, есть ли щупальца, один ли у тебя пол или много, тебе рады везде. Единственным угнетаемым существом остаётся андроид. Для людей он — удобная вещь, которую можно использовать для удовлетворения каких угодно прихотей. Сами андроиды ощущают себя рабами. «Искусственный разум», «Бегущий по лезвию бритвы», «Облачный Атлас», «Двухсотлетний человек» — всё это фильмы, подталкивающие к осознанию того, что не важно, что у тебя внутри (ДНК или металл), главное — можешь ли ты чувствовать.

Впрочем, даже если место роботов в жизни определе­но как место слуги, а в их программу заложена четкая установка не навредить человеку, то это не значит, что их не стоит опасаться. Конечно, никто не будет заявлять, что фен или пылесос вынашивают против тебя коварные планы — это прямой путь к психиатру. Но невольно заду­маешься, почему один бьет тебя током по утрам, а другой всегда «удачно» подворачивается под ноги.

Такой причиной может быть элементарный программ­ный сбой, как в фильме «Роботы-убийцы», где машины, охраняющие торговый центр от мелких краж, начинают после закрытия охотиться на задержавшихся на работе продавцов. Этот незатейливый слешер с техно-оттенком подарил миру термин «Killbot».

Но даже если все предусмотрено, отрегулировано и машины «прошиты» правильно, это не значит, что мож­но расслабиться и наслаждаться благами цивилизации. Заговор роботов против людей всюду мерещится и следо­вателю-технофобу из фильма «Я, робот». Окружающим он кажется параноиком. Но в ходе расследования очередного убийства под подозрение попадает робот, который обнару­живает большую пластичность в следовании трём законам роботехники. В итоге оказывается, что его действия кон­тролирует искусственный интеллект ВИКИ, управляющий всеми роботами. Цель ВИКИ — создать для людей как можно более безопасную среду, пусть даже для этого тре­буется лишить их свободы воли или даже убить некоторых из них. Этакий Эдем версии 2.0, где всех змей-искусите­лей передушили в зародыше, а древо познания добра и зла заботливо отгородили забором.

Цели по перевоспитанию и улучшению человечества пре­следует искусственный интеллект в фильме «Превосход­ство». Только действует он более изощренно. Возможно, потому, что в основу его разработки легли исследования и записи мозговых импульсов профессора Уилла Касте­ра, получившего цифровое бессмертие в своем творении. Только после перехода «в цифру» бывший профессор не долго радуется бесплатному и вечному подключению к ин­тернету. Его цель — строительство Дивного Нового Мира в американской глубинке, где он потихоньку заменяет органическую жизнь созданиями из нано-частиц. Окру­жающим почему-то такой подход не нравится. Сыграв на остатках «человечности» искусственного интеллекта (любви к жене), его отключают.

Но если машины часто испытывают веру в возможность преобразования человечества на пути технологического прогресса, пусть и довольно радикальными методами, сами люди зачастую проявляют крайний консерватизм. Страх прогресса — вот что красной нитью проходит через многие фильмы о роботах. Бойтесь роботов, не смейте наслаждаться благами техники без страха! Новое, несмо­тря на свою привлекательность, не может быть хорошим! Бойся нового, и помни про традиции!

Ретроградными взглядами оказывается заражён создатель революционной системы управления андроидами Лайонел Кэнтор из фильма «Суррогаты». Его изобретение позво­лило человеку-оператору управлять андроидом, непосред­ственно ощущая при этом всё, что ощущает «суррогат». Эта разработка не только позволила людям с ограничен­ными возможностями вести полноценную жизнь, но и нашла огромный спрос у обычных людей, которые теперь смогли, оставаясь дома, отправлять гулять по улицам и ходить на работу своих суррогатов, не боясь подхватить грипп, быть сбитыми машиной или изнасилованными в подворотне. Мир преобразился: человек полностью слился со своим гаджетом, угроза эпидемий ликвиди­рована, убийств больше нет! Но вдруг насильственной смертью гибнет один из людей-операторов — сын изо­бретателя Кэнтора — из-за уничтожения его суррогата. В ходе расследования выясняется, что за убийством стоит сам Кэнтор, выступивший радикально против суррогатов и сколотивший даже целый повстанческий лагерь. Кэнтор оказался разочарован, что люди «утратили счастье живо­го общения», и теперь пытается избавить мир от своего изобретения. В итоге Кэнтор проигрывает «сражение» с агентом ФБР, гоняющимся за ним весь фильм, но уди­вительным образом выигрывает «войну», за минуту перед смертью запуская вирус в систему управления суррогата­ми, отчего те вырубаются, и люди выходят из доброволь­ных тюрем своих квартир. На этом фильм обрывается, лишая зрителя удовольствия наблюдать самый смак happy end’а: как люди с ограниченными возможностями реаги­руют на вновь обретённую инвалидность, как с новой си лой возгорается насилие на улицах, с которым отвыкшая от работы полиция не в силах будет бороться, как мир захлёстывают новые волны эпидемий и болезней, с кото­рыми не справится ни ослабленный прозябанием в до­машних условиях иммунитет человека, ни сокращенная уже почти как факт система здравоохранения… В общем, будем ждать продолжения этого захватывающего хоррора.

С другой стороны, порой замена человека роботом ри­суется в радужном цвете — как в фильме «Степфордские жёны», где мужчины, избавившись от жен, заменили их роботами и создали настоящий антифеминистический рай! Идея о подмене живого человека роботом, но уже в подлинно комедийном ключе, обыгрывается и в советском фильме «Его звали Роберт», где антропоморфный робот, похожий как две капли воды на своего создателя («по об­разу и подобию»), заменяет его в разных ситуациях (типа похода на концерт или встречи с невестой), что становит­ся причиной для многих комичных происшествий.

Интерсным в этом отношении представляется прекрас­ный советский фильм «Дознание Пилота Пиркса», сня­тый по произведению Станислава Лема. На космический корабль, отправляющийся к Сатурну, в экипаж под видом человека тайно внедрён робот, детище крупной корпо­рации, хотя общественность и профсоюзы против таких созданий. Кто именно робот — никому не известно. Ко­мандир пытается выяснить это, проводя дознание членов экипажа. Один из них сразу признаётся в том, что он ро­бот: «Мне для карьеры нужна положительная рекоменда­ция. Я не боюсь, что меня разберут — я стою дороже, чем сверхзвуковой бомбардировщик». Во время расследования командир приходит к выводу, что он лишь выдает себя за робота, чтобы помочь командиру понять психологию про­тивника. Роботом оказывается другой персонаж, который коварно пытался захватить корабль и пройти через щель Кассини в кольцах Сатурна. Его, естественно, обезврежи­вают. В финале — твист, командир корабля, находясь в отпуске, встречает на лыжном курорте персонажа-помощ­ника и понимает, что тот не врал, он тоже робот, только добрый. В самом деле, советское киноискусство часто было более чем терпимо к «другим», если только они не стояли на службе у капиталистов.

Роль роботов не сводится к тому, чтобы представлять опасность или быть угнетённым меньшинством. Кем ещё они могут быть? Милыми существами, похожими на домашних животных, верными помощниками и друзьями человека: как собака-робот K-9 из сериала «Доктор Кто», робот «ВАЛЛ-И» и его подружка «Ева». Робот — это от­личный комедийный персонаж: это и робот-нытик Мар­вин из «Автостопом по галактике», и парочка неразлучных друзей из «Звездных войн» — R2D2 и С3PO, и робот ТАРС из фильма «Интерстеллар», на которого возложена ответственность за весь юмор в фильме.

Хочется верить, что в ближайшем будущем нас ждут только весёлые и откровенные роботы — всё же не хо­телось бы по ночам резать скальпелем родственников, проверяя, не скрывает ли их кожный покров провода.


Вернуться назад