Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №5, 2012

Константин Мацан
Недетский дом

 

Чтобы помочь брошенному ребенку, нужно помочь его родителям. На этом принципе основана работа детского социально-реабилитационного центра «Вера». Семьдесят процентов прошедших через него детей вернулись в свои родные семьи. 

 

Директор Санкт-петербургского государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вера»» Кирилл Шарков обижается, если кто-то — по незнанию или случайности — называет его это «детским домом». Во-первых, даже формально «Вера» — это не детский дом: дети не живут здесь постоянно, а лишь проходят временную (максимум год) реабилитацию. Но, во-вторых, «детский дом» даже как собирательное определение («место для детей, у которых нет семьи») Кирилл Шарков не приемлет чисто мировоззренчески:

 

— В детском доме, как правило, воспитывается иждивенец: ребенок, который знает все о своих правах, но даже не помышляет об обязанностях. Ему все должны, за него все решили и все сделали. Понятие личной ответственности ему, к сожалению, незнакомо.

 

Дело, само собой, не в характере детей, а в социальных и бытовых условиях, в которых детдомовец волей-неволей оказывается.

 

— Почти наверняка выпускник детдома выйдет во взрослую жизнь совершенно неподготовленным к самостоятельному существованию, —продолжает Кирилл Шарков. — Поэтому наш социально-реабилитационный центр ни в чем не похож на детский дом.

 

С детским домом «Веру» роднит лишь то, что сюда попадают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: в большинстве своем — из неблагополучных семей. Но вот отличия и вправду принципиальны.

 

«Вера» — это не детский дом даже в том смысле, что это вовсе не дом. Это несколько полноценных квартир в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, светлых, чистых, хорошо отремонтированных, с максимально «домашним» интерьером. В них дети живут группами максимум по 8 человек. И это немаловажно.

 

— Квартира — это «свое место», «свой дом». Это что-то, напрямую связанное с семьей, — рассказывает заместитель директора центра Елена Корзетова. — А наша цель — именно вернуть ребенка в семью. Мы берем к нам в центр на реабилитацию ребенка из неблагополучной семьи не для того, чтобы накормить, согреть и отправить потом в сиротское учреждение. Нет, конечно! Мы должны его семью восстановить. Именно для этого существует реабилитация. И если по каким-то причинам нет возможности вернуть ребенка биологическим родителям, то ребенку нужно найти приемную семью.

 

В этом смысле жить на квартире — конечно же, под чутким присмотром воспитателей и педагогов — это именно социально-реабилитационная мера: ты здесь хозяин. Условно говоря, если ты не помоешь посуду сам, никто за тебя это не сделает. Так, по словам педагогов, воспитывается ответственность. И отсюда — уже совсем небольшой шаг остается сделать, чтобы вернуться в «настоящий дом».

 

Социальные квартиры центра «Вера» отличаются друг от друга — в соответствии с тем, кто в них живет. С каждой «группой» работают по-особенному, в зависимости от прошлого и будущего таких детей.

 

Существует квартира для несовершеннолетних, которых готовят к проживанию в приемной семье. У них, как правило, недолгий и негативный опыт личных семейных отношений. Главное, что тут пытается сделать воспитатель, — восстановить «положительный образ семьи».

 

На другой квартире живут детишки, которые оказались жертвами насилия — эмоционального, психологического, физического, сексуального. Под эту категорию попадают больше половины воспитанников, которые за год проходят через центр «Вера». Тут первостепенная задача педагога — вылечить психологическую травму, помочь ребенку избавиться от страха и агрессии. 

 

«Социальная мама» — так называют воспитателя, который живет в квартире вместе с детьми. 

 

Если ребенок попадает  в центр «Вера», значит проблема общения со взрослыми стоит для него достаточно остро. Учиться выстраивать отношения с «социальной мамой» — первый шаг к тому, чтобы в будущем подружиться с мамой приемной. А в идеале — со своей родной.

 

Есть квартира — и это местное «ноу-хау» — рассчитанная на одного ребенка в возрасте от 16 до 18 лет, которого готовят к самостоятельному проживанию. Например, в силу каких-то причин найти семью такому подростку не удалось, но у него есть возможность учиться и работать, а также есть своя жилплощадь. Тогда сотрудники социально-реабилитационного центра разрабатывают для него индивидуальную программу — и он некоторое время живет один на «адаптационной квартире», где с помощью педагогов «репетирует» будущую самостоятельную жизнь.

 

В двух отдельных квартирах живут мальчики и девочки — подростки в возрасте от 12 до 18 лет. На языке социальных педагогов они называются «дети с девиантным поведением»: они либо условно осужденные, либо находятся под следствием, либо вернулись из мест заключения для подростков.

 

И наконец, в центре «Вера» открыта квартира для детей, которых готовят к возвращению в биологическую семью. В каком-то смысле эта работа — самая сложная. Потому что к восстановлению семьи требуется подготовить не только ребенка, но и его родителей. А это подчас куда сложнее.

 

— Колоссальный труд — это мотивировать взрослых, — рассказывает заместитель директора центра вера Елена Корзетова. — Особенно это касается родителей подростков. Часто они считают, что раз ребенок уже сформирован, то все его проблемы — это только его проблемы: дескать, пусть педагоги и психологи с ним и работают, а нас не трогают. Но ведь дело-то именно в родителях. И работать только с ребенком — недостаточно: семью можно восстановить, только если параллельно усилия прилагает и его окружение.

 

И это еще один пример того, почему социально-реабилитационный центр «Вера» никак нельзя назвать детским домом: о взрослых здесь заботятся не меньше, чем о детях.

 

Для этого центр «Вера» — впервые в Санкт-Петербурге — открыл специализированную социальную квартиру под названием «Семейная реабилитация». В эту квартиру селят родителей с их родным ребенком, которым нужно научиться жить семьей.

 

 

 

 

— Бывает, ребенок настолько привязан к маме и папе, даже вопреки их поведению, что разлучать его с ними — просто опасно, — рассказывает заместитель директора центра Елена Корзетова. — И если у таких родителей есть желание восстановить семью и, главное, есть внутренний ресурс работать над собой и менять свою жизнь, мы берем их жить на социальную квартиру.

 

С такими семьями очень подробно и осторожно работают социальные педагоги и психологи. Они говорят: «Мы их не перевоспитываем. Мы их учим. Ведь почему такие родители в группе риска? Не потому что они плохие, просто они в силу своего образа жизни не усвоили для себя некоторых важных вещей — что такое семья, кто такой ребенок и т. д. Наша задача — просто заполнить эти лакуны».

 

В социально-реабилитационном центре «Вера» на собственном опыте убеждаются: проблемы детей невозможно решать отдельно от проблем взрослых. То, что в «Вере» скептически отзываются о детских домах, вовсе не означает, что все детские дома и люди, которые в них трудятся, — плохи. Это лишь значит, что отдать ребенка в сиротское учреждение — решить вопрос частично и временно. Настоящая помощь ребенку — восстановление или создание семьи. Это — единственный позитивный итог. Все остальное — полумера и «полупобеда». Казалось бы, банальная мысль. Но она, по всей видимости, вдохновляет сотрудников «Веры». Семьдесят процентов детей, прошедших здесь реабилитацию, вернулись к своим настоящим родителям.

 

 

Воспитанники живут в отдельных квартирах по возрастам: одна группа — от 7 до 12 лет, другая — от 12 до 18. Это попытка избежать того, что в педагогике называется «капсулированием»: когда дети разных возрастов живут все вместе, как в детском доме, образцом для маленьких становится хулиган «из старших» — он, как правило, яркий лидер. Кроме того, с маленькими и с большими воспитатели и педагоги должны работать по-разному. При этом дети разных возрастов общаются друг с другом очень часто. Например, на ежемесячных общих экскурсиях (на фото — посещение Екатерининского дворца в Царском селе). Судя по тому, как старшие общаются с младшими — они по-настоящему дружат. 

 

 

 

Татьяна Викторовна Соколова — основатель отделения «Кроха», в котором живут дети от 3 до 7 лет. По сути это отдельный приют в рамках социально-реабилитационного центра «Вера». В здании «Крохи» по адресу Лермонтовский проспект, дом 51/А приют основал еще император Николай I в память своей дочери Александры, умершей во время родов. В начале 90-х в этом здании располагалась турфирма. Татьяна Соколова пришла работать именно сюда, но, узнав об истории места, решила восстановить традицию.  К тому же компания разорилась и здание покинула. Начали с воскресной школы, а позже — по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира — преобразовали школу в приют.  В приюте «Кроха» есть молельная комната, детей и сотрудников окормляет настоятель знаменитого Свято-Троицкого Измайловского собора протоиерей Геннадий Бартов. При этом приют является государственным, а значит —светским. Но, как видно, создан он был в своей время усилиями православных верующих — то есть, по существу, усилиями Церкви.
Вот такой пример сотрудничества Церкви и государства.

 

 

 

 

В центре «Вера» знают, что приемные семьи часто нуждаются в материальной поддержке не меньше, чем дети в приютах. Это самый эффективный вклад в будущее ребенка. В центре «Вера» создан клуб приемных родителей. А также открыта семейно-воспитательная группа: потенциальный приемный родитель сначала некоторое время посещает ребенка на квартире просто как социальный работник — знакомится, присматривается. Потом на некоторое время берет ребенка жить к себе — под чутким контролем социального педагога. И только когда все эти «тесты на совместимость» пройдены, принимает окончательное решение, готов ли он стать приемным родителем.



Другие статьи автора: Мацан Константин

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба