ИНТЕЛРОС > №1, 2008 > Екатерина ПРОГНИМАК. Даты январяЕкатерина ПРОГНИМАК. Даты января07 января 2008 |
||||||
Мы плохо помним свою историю — внуки расстрелянных за веру христиан
часто и не знают, что их деды прославлены как святые. Внуки палачей тем
более не знают, кого их деды сажали в тюрьмы, кого пытали на допросах.
Мы до сих пор живем так, как будто не было
ни красного террора, ни сталинских репрессий — и быть не может, чтобы короткая историческая память объяснялась только недоступностью архивных данных. Русскую Православную Церковь все чаще называют Церковью новомучеников. Никогда еще за всю историю христианства ни в одной Поместной Церкви не погибало за короткий промежуток времени столько священнослужителей и мирян, не появлялось такого количества святых. Их подвиг не должен быть забыт. Мы публикуем рассказы о новомучениках — рассказы о настоящей верности Богу перед лицом смерти. Это не только попытка трезво взглянуть на наше прошлое. Скорее, это попытка рассказать друг другу о будущем — о том, что никогда не должно повториться, и о том, что мы еще в силах сделать ради Христа здесь и сейчас.
Германские власти, занявшие территорию, которой должен был управлять епископ Платон, не особенно церемонились с «русским» владыкой. Ему не разрешали не только посещать какие-то приходы кроме собственных (что фактически означало почти что плен), но и вообще вскоре запретили пользоваться железнодорожным транспортом. Что же — епископ Платон согласен был ходить и пешком. Но когда немцы отступили, стало еще хуже — ведь Тарту, где жил владыка, заняли большевики. Красноармейцы арестовали епископа Платона прямо во время службы, причем постарались при этом как можно больнее ранить чувства верующих. При аресте один из бойцов даже сел на престол и закурил. Епископа поместили в подвале вместе с другими арестантами. Допрашивали практически каждую ночь. На одном из допросов комиссар потребовал от владыки прекратить «агитацию», то есть проповедовать Евангелие, на что тот ответил лишь: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа». Епископ Платон (Кульбуш) навсегда освободился от своих уз 14 января 1919 года. В этот день красные поспешно отступали из Тарту, и последнее, что они успели сделать, — это расстрелять своих пленников. Один из выживших потом рассказывал, как искали тела погибших: «…В первом отделении погреба были уже некоторые люди… Кто-то из них, указывая на дверь во второе отделение погреба, сказал: «Посмотрите, что наделали эти звери». И, действительно, я увидел нечто ужасное, незабвенное... Одним из последних вынесли епископа Платона… персты правой руки сложены для крестного знамения».
После революции советская власть, чтобы подорвать авторитет Церкви, спровоцировала обновленческий «раскол». Священники-обновленцы отвергли каноническую церковную власть и проводили свои «реформы» как умели — произвольно нарушали строй богослужения, ратовали за женатый епископат, отменяли большинство церковных канонов в угоду мирскому «упрощению» христианства. Власть охотно поддерживала обновленцев — хотя более чем вероятно, что в дальнейших планах ВЧК их судьба тоже была незавидной... Однако до поры до времени советская власть и обновленческая «церковь» действовали рука об руку. Так, в Самаре раскольниками были захвачены практически все храмы, и когда архиепископ Александр (Трапицын) был назначен туда, то все, что ему оставалось от епархии — это одна крохотная церквушка на окраине города. Владыка делал все, чтобы восстановить единство Церкви. Не только словами, но и примером своей святой жизни он обращал людей ко Христу, и за короткое время штат его клириков вырос и стал даже больше, чем у самарских обновленцев. В 1933 году владыку арестовывают — три года ему предстоит прожить в ссылке в Екатеринбургской области. А после освобождения архиепископ Александр возвращается в Самару, чтобы продолжить дело, которое начал. В ноябре страшного 1937 года владыку и еще некоторых священников и мирян, которых он собрал вокруг себя, арестовывают вновь. Вот как это выглядит в документах: «...объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих… „страдальцев за веру“, что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию…» Этими словами власть сама против себя свидетельствовала — ведь обвинив владыку в том, что тот делает себя и своих соратников «страдальцами за веру», большевики одновременно сделали все, чтобы эти слова можно было по праву употребить без кавычек. Каким бы ложным ни было обвинение, вскоре архиепископ Александр был расстрелян именно за свою веру, и вместе с ним — восемь его соратников-священников, тоже прославленных в лике святых: Иоанн, Александр, Иоанн, Александр, Трофим, Вячеслав, Василий и Иаков.
Вернуться назад |