ИНТЕЛРОС > №8, 2007 > Реальная Россия. Шаг восьмой: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОСЛАВИЕ

Реальная Россия. Шаг восьмой: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОСЛАВИЕ


01 августа 2007
Реальная Россия. Шаг восьмой*: ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРАВОСЛАВИЕ Продолжение. Начало смотрите в №№ 1/45,2/46, 3/47, 4/48, 5/49 , 6/50, 7/51 .

Адепты «общечеловеческих» ценностей в своей критике православия, а точнее, опасности его чрезмерного засилья в обществе, обычно указуют на то, что ценности православия не являются «общечеловеческими». Представитель православия, следовательно, является инакомыслящим, и оттого догматы веры далеко не каждому могут подойти по вкусу и цвету.
Так ли это в реальности? Являются ли активные православные людьми, исповедующими иные жизненные ценности, нежели остальное общество? Обратимся к нашим данным. А из них следует, что ничем особенным активные православные от остального населения не отличаются. Напротив — к примеру, даже чаще ходят в театры и музеи, на концерты и выставки. То есть не сидят в темных клетях и не бьют непрестанно поклоны.
Православные, с одной стороны, поддерживают, как и все прочие, переход России к рыночной экономике, но с другой — в большей степени, нежели остальные граждане, чувствуют свою зависимость от государства. Что понятно, поскольку возраст верующих на сегодня все же выше, чем средний по стране, а люди в возрасте, конечно, надеются на государственную поддержку.
Отношение этих людей к жизни примерно такое же, как у всех остальных, только что желающих разбогатеть среди православных поменьше, чем среди населения (7,9% против 12,2%).
Но отличия все же существуют, и довольно значимые. В среде православных такие качества, как трудолюбие, доброта и милосердие, порядочность, честность и бескорыстие, ценятся выше, чем в среднем по стране. Особенно это касается доброты и милосердия, отмеченных 42,6% православных (среди населения этот показатель — 32,1%). Вероятно, на эти отличия, якобы могущие повредить светлым процессам глобализации, пеняют верующим адепты «общечеловеческих» ценностей. Но зато сладкое слово «свобода» активные православные воспринимают примерно так же, как и остальное общество, и ничем не отличаются от прочих в понимании «общественной справедливости».
Так что совсем не так страшен поп с паствой, как их малюют поборники «свободы совести», ничем особым активные православные в своих жизненных ценностях не отмечены, они такие же добропорядочные и социально вменяемые граждане. Отличие же их только в том, что ценности добра и милосердия являются для верующих основополагающими в жизненной практике, чего и желаю искренно читателям.

Инфографика Анастасии Пассовой
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
Автор: Михаил ТАРУСИН, руководитель сектора социологии Института общественного проектирования

Вернуться назад