ИНТЕЛРОС > №1, 2009 > РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ ВОЗВРАЩАЕТСЯ


04 января 2009

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ ВОЗВРАЩАЕТСЯ С этого года в «Фоме» появляется новый тематический раздел — «Книжный компас», разговор в котором пойдет о литературных традициях и направлениях, которые нам представляются интересными и важными, но при этом малоизвестны современному читателю. Мы надеемся, что материалы «Книжного компаса» пригодятся не только книголюбам, но и библиотечным работникам — ведь значение библиотек не только в том, чтобы хранить и выдавать книги, но и в том, чтобы формировать читательский вкус, помогать ориентироваться в книжном море, где без компаса легко заблудиться.

В январском номере мы затронем тему рождественского рассказа — особого жанра, находящегося на стыке реалистической прозы, литературной сказки, фантастики и христианской апологетики. Конечно, жанр этот присущ не только русской словесности: легко можно вспомнить, к примеру, андерсеновскую «Девочку со спичками» и диккенсовские «Рождественские повести». В русской классической литературе рождественские рассказы писали и Достоевский, и Лесков, и Чехов, и Куприн, и многие другие.
Вполне понятно и то, что в советские годы явного рождественского рассказа в отечественной литературе быть не могло — несовместимость этого жанра с коммунистической идеологией слишком очевидна, такие рассказы воспринимались как религиозная пропаганда. Хотя исподволь, завуалированно нечто похожее все-таки проскальзывало — взять хотя бы «Двенадцать месяцев» Маршака.
В наше время традиция рождественского рассказа начинает возрождаться. Появляются исследования по этой теме, проводятся сетевые конкурсы, выходят сборники (увы, реже, чем хотелось бы). Однако возрождение это идет непросто. С одной стороны, появляются крайне благочестивые, но при том литературно беспомощные тексты, с другой — форма рождественского рассказа может использоваться профессиональными авторами как антураж для произведений, по духу совершенно постмодернистских — к примеру, «Святочный киберпанк, или ”Рождественская ночь-117.dir“» В. Пелевина, «Проблема 2000 (типа святочный рассказ)» Б. Акунина
и проч.
Но помимо двух этих крайностей, есть и вполне достойные вещи, где христианский замысел реализован на высоком художественном уровне. Понятно, насколько полезны такие рассказы были бы для семейного чтения. Проблема в том, что широкому читателю они неизвестны просто потому, что теряются в море всего публикуемого.
«Фома» на протяжение многих лет печатал рождественские рассказы — один-два в год. Разумеется, этого мало, да и не может никакой журнал целиком взять на себя эту задачу — знакомить читателей с лучшими образцами рождественской прозы. Поэтому, публикуя в январском номере такие рассказы, мы считаем необходимым дать читателю более полную информацию: что в России издавалось в этом жанре, какие произведения стоит читать в первую очередь, что думают о рождественском рассказе люди внутри книжного мира — издатели, библиотекари, критики.
Мы надеемся, что наш «Книжный компас» сослужит добрую службу всем, кто любит хорошую книгу и ищет в ней не только развлечения, но и чего-то более важного.


Вернуться назад