Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2008

ПОИСКИ СВЕТА В ГАМБУРГЕ

Церковь эта была построена в начале ХХ века по инициативе армянской общины в Гамбурге, однако с первого дня использовалась лютеранами и при освящении в 1907 году получила имя «Церковь Милосердия». После Второй мировой войны она стала настоящим домом не только для местных жителей, но и для многочисленных беженцев с Востока, нашедших здесь духовное утешение.

К концу тысячелетия храм остался практически без прихожан. Это общая проблема для Германии: лютеранские общины становятся малочисленными, и им все тяжелее содержать помещения для богослужений, за которые, как и за любую недвижимость, надо выплачивать многочисленные коммунальные платежи и налоги. Часто здания кирх приходится продавать, и они переоборудуются для различных светских нужд вплоть до складов и дискотек.
Поэтому Евангелическая Церковь Германии с такой готовностью за символическую плату в один евро передала Церковь Милосердия одной из наиболее молодых и быстро растущих общин Московского Патриархата в городе Гамбурге — православному приходу во имя святого Иоанна Кронштадтского. Приход этот был образован в 2001 году и долгое время проводил богослужения в одной из школ города. Община с большой благодарностью и очень ответственно отнеслась к полученному дару: выкупила землю под храмом и произвела в нем капитальный ремонт, украсив в традициях Православной Церкви, но сохранив при этом исторический внутренний ансамбль.

alt
Храм находится в центре города и является историческим памятником архитектуры. Поэтому все изменения внутри и особенно снаружи требовали согласования и утверждения местных городских властей и организаций
по охране памятников. Так что сменить петуха на шпиле на кресты
и установить небольшие православные купола было не так просто.
alt
alt
При постройке храма иконостас был выполнен в форме треугольника, завершающегося большим крестом, — в этом ясно прослеживаются романские мотивы. Руководитель проекта реконструкции иконописец Александр Солдатов стремился привнести в общее романское решение иконостаса мотивы русского севера, что выразилось прежде всего в подборе красок — естественных, природных. Решение расписать иконостас в технике фресковой живописи пришло прежде всего потому, что в храме много окон и много света. Поэтому классический русский иконостас, где иконы написаны на золоте, здесь не подходит: были бы видны лишь темные силуэты на блестящем фоне.
alt
Витражи — удивительный пласт христианской культуры. Очень распространенные в Европе, на Руси они не были популярны отчасти из-за сложностей со стеклом, да и погода не располагает к большим окнам — в старых храмах они узкие, как бойницы. В этом храме «европейские» витражи выполнены в древнем романском стиле. На среднем возвышается Спас Вседержитель, сидящий на троне, — его видно, когда открыты царские врата. По бокам — два серафима.
alt
Техника фрески — письма по сырой штукатурке — была известна давно. Так работали за две-три тысячи лет до Рождества Христова. Долговечность фрески связана с тем, что краска, соприкасаясь с сырой штукатуркой, образует на ее поверхности кальциевую пленку. Благодаря такой защите живопись устойчива и не боится
времени, а стены с росписью можно даже мыть. При написании фресок художники преимущественно использовали краски, приготовленные методом, которым пользовались древние живописцы. Натуральные минералы были закуплены в России, их дробили и перетирали, получая нужные красители.
alt
alt
alt
30 мая 2007 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отслужил в храме Божественную литургию и освятил его во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Идея назвать общину его именем возникла вследствие крепких контактов между Гамбургом и Санкт-Петербургом, где праведный Иоанн Кронштадтский — один из самых почитаемых святых. Интересно, что когда в начале ХХ века создавался первый в Гамбурге православный храм, он принял участие в этом благом деле, перечислив пожертвование на строительство.
alt
Безусловно, та красота, которая создается современными архитекторами и живописцами, может привести некоторых людей в само здание храма. Но главным остается вопрос — будет ли в сердце человека гореть та вера и любовь ко Христу, к которой призывал великий русский святой Иоанн Кронштадтский.

Фото Юрия БУТЕРУСА
Текст написан по материалам сайта www.hamburg-hram.de
 
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба