ИНТЕЛРОС > №11, 2008 > МУЗЕЙ В ТАЙГЕ

МУЗЕЙ В ТАЙГЕ


01 декабря 2008
Еще недавно о Лесосибирске, растянувшемся вдоль Енисея, мало кто знал, да и на карте страны город появился лишь 30 лет назад. Впрочем, затерянный в сибирской тайге городок так и остался бы мало кому известен, если бы не выставка, скромная разовая акция, вылившаяся в целое культурное явление, не замечать и не признавать которое уже нельзя.

Сейчас в городке кипит работа, полным ходом идет ремонт старого здания бывшей школы. Вскоре здесь откроется первый в России Музей современного христианского искусства. Это не то, о чем могут подумать многие: не изображения крестов, куполов и свечек. Это без формальных ограничений всё: от реализма до авангарда, от классических пейзажей до абстрактных композиций; графика, живопись, скульптура. И одна на всех тема, задача и цель: глубоко и убедительно выразить свои размышления о Боге, раскрыть нечто стоящее над повседневностью, воплотив духовное начало бытия в линии, краске, форме…
«Рассматривалось всё, принципиально исключалось лишь плоское, слабое, без подтекста и глубины. Честно говоря, начав работать, мы думали, что мало кто из художников вообще обращается к религиозным, вечным темам, — рассказывает основатель музея протоиерей Андрей Юревич. — Оказались сильно неправы»…
Когда-то он приехал в Лесосибирск работать главным архитектором. А теперь — настоятель 67-метрового 13-купольного Крестовоздвиженского собора, вокруг которого, кажется, сосредоточена вся жизнь города. Отец Андрей сумел окружить себя единомышленниками по духу и вере, открыл первую в районе воскресную школу, начал проводить катехизаторские беседы. А в 1999 году стал еще и инициатором выставки, приуроченной к юбилейной дате 2000-летия Рождества Христова. «В тот год хотелось сделать что-то особенное, — вспоминает он, — торжественно и памятно отметить это событие и вместе с тем использовать его в миссионерских целях. И мы решили провести в городе выставку современного христианского искусства».
На предложение участвовать в выставке тогда откликнулись не только художники из Лесосибирска и соседнего Енисейска. О намечающемся событии узнали в красноярском отделении Российской академии художеств (РАХ), и многие тамошние художники захотели принять участие в проекте. По благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония состоялась первая выставка, которая вскоре перебралась из Лесосибирска в Красноярск.
Казалось бы, на этом история могла и завершиться, праздник минул. «Но, — говорит отец Андрей, — мы слышали со всех сторон: не нужно останавливаться, нужно продолжать начатое. Вместе с моей коллегой, доктором искусствоведения из академии Мариной Москалюк, мы убедились, что это возможно. Решили сделать еще одну выставку. Собрались с новыми силами только через два года». В 2002 году в Красноярске открылась вторая и теперь уже Всероссийская выставка «Вера без дел мертва», за ней были еще две в 2004 и 2006 годах. Постепенно расширялась и география участников. Это была не только вся Сибирь до Дальнего Востока, но и Урал, и обе столицы. Вся страна: Екатеринбург, Челябинск, Омск, Иркутск, Барнаул, Красноярск, Новосибирск, Минусинск, Благовещенск, Чита, Ярославль, Москва и Санкт-Петербург.
«Уже после первой выставки обнаружилось, что найденные с таким трудом работы уходят по художникам и за рубеж через менеджеров, которые заметили у нас стоящие произведения, — рассказывает отец Андрей. — Конечно, оставались подарки, из них и начала складываться наша коллекция. Мы стали потихоньку выкраивать средства, чтобы что-то приобрести, отбирали только лучшее. Марина Москалюк искала работы, которые было просто необходимо купить, я же искал подходы и уговаривал людей продать или согласиться передать работу в дар. Это были очные и заочные телефонные переговоры, приходилось много ездить по самым разным городам. Нельзя сказать, что все доставалось легко. Но уже к 2004 году сложилась основа коллекции. Мы стали радеть о постоянной экспозиции, о своем музее, хотя не было ни средств, ни помещений, ни людей. Странный такой виртуальный музей».
Теперь музей становится реальностью, и, к счастью, это уже не заоблачная фантазия: очередное биеннале (выставка раз в два года — прим. ред.) в конце 2008 года пройдет в здании Лесосибирского музея современного христианского искусства. «Не хватает сил, но я все равно искренне надеюсь, что продолжение будет, — говорит отец Андрей. — Мое священническое чутье подсказывает, что пока мы двигаемся в правильном направлении. Я не перестаю молиться, чтобы начинание наше продолжилось».
И этот музей может стать не только собранием художественных ценностей, пусть и объединенных одной идеей, но и своеобразным миссионерским центром. «Казалось бы, какую пользу Церкви может принести подобное начинание? — продолжает священник. — Ответ на этот вопрос я получил довольно быстро. Как-то наша экспозиция висела в городском выставочном зале Лесосибирска. Сюда по договоренности экскурсоводы приводили группы студентов, а я рассказывал им о выставленных работах. Неожиданно для меня эти наши встречи стали настоящими огласительными беседами, когда на фоне экскурсии проходила живая проповедь. С точки зрения результата они были потрясающими. До сих пор любая экскурсия была просто описанием картины: посмотрите, какая линия, цвет, мазок. Здесь же речь шла о содержании. Хорошо помню зрительскую реакцию перед картиной Игоря Мущенко «Бегство Лота». Я вкратце изложил содержание библейской истории и указал на работу. Перед нами группа: Лот с двумя дочерьми, очень динамичные фигуры, удаляющиеся от зрителя, а жена Лота оборачивается и смотрит на горящий Содом. Половина ее тела уже превратилась в соляной столб. Она обернулась назад посмотреть на горящий город, но выходит, что смотрит она на нас, зрителей. Здесь я задаю вопрос своим слушателям: где на этой картине мы? И для всех вдруг становится очевидным, что мы в Содоме и есть. Что Лот с дочерьми уходит от нас к свету, от Содома к Богу. Как удивительны были лица ребят, как прочувствованно они восприняли мои слова... И эта спонтанная проповедь заменила беседу о живописных особенностях картины.
Для меня такие встречи были и свидетельством интереса к выставке, и открытием, что не только посредством церковных бесед, но и в разговоре о художественных образах можно достучаться до человека, до его сердца. Резерв наших возможностей оказывается здесь огромным. Сегодня мы занимаемся именно этим, не имея ни грантов, ни фондов, никакой помощи, кроме случайной.
Впрочем, многие относятся ко мне скептически: «батюшка чудит, а зачем все это?». Но, видите ли, идея Третьякова о централизации произведений искусств в музее не только правильна, она гениальна. Представьте, что у нас нет Третьяковки, что она растащена по тысячам частных коллекций... И поэтому я убежден, что нам нельзя останавливаться...».

alt
Машанов А.М. «Даниил Черный», Лист из серии «Древнерусские мастера».
Офорт. 1995 г.
alt
Машанов А.М. Лист из серии «Древнерусские мастера».
Офорт. 1995 г.
alt
Питиримова В.М. «Ловцы человеков». гравюра на картоне. 2002 г.
alt
Савочкин А.В. Серия «Время пророков», «Побиение камнями». Ксилография. 2000г.
alt
Мущенко И.В. «Бегство Лота». Холст, масло. 2001 г.
alt
Волокитин А.И. «Человек спасенный». Холст, масло. 1997 г.

 

Вернуться назад