ИНТЕЛРОС > №11, 2008 > СВЕТЛЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

СВЕТЛЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


01 декабря 2008
Люди, плохо знающие Петербург, привыкли видеть этот город в серых тонах. Короткие осенние дни, тяжелые дома — все это согласуется с привычной питерской эстетикой, которой мы во многом обязаны творчеству Достоевского. Собственно, в тех же тонах привыкли видеть Православие люди, плохо знающие его. А потому особенно важно, что именно в Петербурге возник и получил огромную популярность фото-проект с неожиданным названием «Территория радости». Светлое и яркое творчество его участников — всего лишь отражение объективной реальности. Так не похожей на стереотипы.

«Православная фотография» — понятие, стоящее сегодня в одном ряду с «православной литературой», «православной прессой», «православной музыкой» и так далее. Явления эти достаточно спорные. Они имеют оттенок некоей творческой резервации, попытки отгородиться от общей культуры. Хотя для Питера это опять же не совсем так. Здесь вместо официозного вестника главным епархиальным изданием является популярный журнал «Вода живая», здесь же живет и работает известный автор фантастических и исторических романов Елена Хаецкая, православный писатель без каких-либо кавычек. И таких примеров в Петербурге масса.
И все-таки фотография стоит в этом ряду особняком. Если существование, скажем, православной литературы или музыки само по себе очевидно отнюдь не для всех — не так уж много у нас действительно сильных писателей и музыкантов, готовых нести бремя этого штампа, то с фото и живописью все совершенно по-другому.
Фотография оказалось идеальным средством отражения главной сути православной веры — радости от встречи человека с Богом, светлого и настолько глубокого переживания, что его очень сложно выразить словами.
— О вере трудно говорить на языке реализма, — рассказывает куратор выставки «Территория радости» петербургский фотохудожник Андрей Чежин, — потому что вера — незримое, невидимое понятие, ее можно только почувствовать. И как почти все Евангелие написано языком притч, иносказательно, чтобы донести до людей возможность глубокого понимания, так и художники пытаются применять метафоры, рисовать не фигуру, а лишь силуэт, передавать не всю картинку целиком, а лишь движение. Когда я нахожусь в церкви и смотрю на то, что вокруг: убранство храма, священнодействие, — у меня возникают какие-то свои ассоциации, которые мне хочется фотографически реализовать. Например, когда я впервые увидел, как митрополит посреди храма торжественно облачается перед службой, это вызвало у меня настоящее потрясение, и я сразу понял, что буду это снимать. Но мне не хотелось ни репортажа, ни каких-то лубочных картинок на заданную тему. Я хотел, чтобы другие увидели то, что увидел я. Для меня очень важно передать своими работами некое сообщение…
Православная фотография —
не обязательно снимки храмов и богослужений. Отражение Бога можно увидеть во всем, и так же как в самом Православии, в православной фотографии главное — именно Бог, а вовсе не красота богослужения и храмов.
— На «Территорию радости» может придти даже совершенно далекий от Церкви человек, и в этом
я вижу ее основную миссию, — говорит Андрей Чежин. — Эти снимки интересны не только с метафизической, но и с чисто художественной точки зрения. Они живут независимо от заявленной темы. И то, что так много хороших, интересных фотографий объединены единым посылом — в этом и заключается настоящая радость.
Успех православного культурного проекта оказался действительно широким. Пожалуй, это тот редкий случай, когда штамп «православное» не стал препятствием на пути к широкому нецерковному зрителю. Лучшее доказательство того — реакция светских журналистов.
— Сегодняшний кризис — в первую очередь кризисы веры, — говорит редактор приложения «Выходной» газеты «Деловой Петербург» Игорь Шнуренко. — Условно говоря, люди за последние сто лет прочно поверили, что все в мире базируется на долларе, все продается и покупается, в том числе и ценности искусства. А оказывается, что это зыбко, все рушится, и никто не знает, что будет дальше… Наверное, поэтому в экспозиции мне больше всего понравилось то, что можно назвать бытом церковного человека. «Натюрморт» в алтаре после венчания, череда моментов службы, крестный ход… Каким-то образом вдруг оказывается, что вот как раз эти — казалось бы, совершенно далекие от нормальной жизни процессы — реальнее, чем все сиюминутное. И уж тем более реальнее, чем вымороченный мир гламурной культуры, который создан для того, чтобы заткнуть дыру в душе…
Существовала бы эта выставка, не существуй той реальности, которая вдохновила ее создателей? Наверное, нет. «Территория радости» — лишь часть культурной жизни православного Петербурга. И ее появление — заслуга всего города, создавшего среду, в которой крупнейшая культурно-просветительская радиостанция — это уникальный православный проект «Град Петров», где издается лучший православный педагогический журнал «Виноград» (объединивший силы Печор, Санкт-Петербурга и Москвы) и журнал «Вода Живая», где работают десятки православных культурно-просветительских организаций и действует несколько православных вузов.
Выставка — лишь отражение людей и их города. Светлого Петербурга.

alt
Священник Игорь Палкин, г. Москва. Без названия.
alt
Владимир Ештокин, г. Москва. Фото из серии «Великорецкий крестный ход». Этот крестный ход ежегодно проходит в Кировской области и собирает десятки тысяч людей.
alt
Владимир Шкваря, г. Нижневартовск. Фото из серии «Крещение». Эта серия победила в конкурсе любительской фотографии, объявленном журналом «Фома», и станет участвовать в выставке «Территория странствий», которая пройдет в Санкт-Петербурге в начале 2009 года.
alt
Александр Волков, г. Калининград. «Сосновый лес».
alt
Владимир Ештокин, г. Москва. Фото из серии «Бабушки церкви».
Снимок сделан в Ярославской области во время подготовки рубрики «Смысловая география» журнала «Фома».
alt
alt
Андрей Чежин, г. Санкт-Петербург. Фото из серии «Облачение. Иеромонах Варлаам. Троице-Сергиева Приморская пустынь». Эта серия, выставленная на «Территории радости» в Санкт-Петербурге, вызвала наибольший интерес у художественной критики.
alt
Дарья Палкина, г. Москва. Без названия.
alt
Адам Фальковский, г. Бельск, Польша. «Часовня в Клейниках». Презентация работ молодого польского фотографа прошла в октябре этого года на выставке «Православная Русь» в рамках культурного обмена Санкт-Петербургского представительства «Фомы» с Супральским Центром православной культуры.
alt
Евгений Каширин, г. Рязань. «Бабки у коляски». Фотографии Евгения Каширина стали настоящим открытием выставки «Территория радости», прошедшей летом этого года в особняке Румянцева в Санкт-Петербурге.

Вернуться назад