ИНТЕЛРОС > №11, 2007 > НЕПОСЛУШНАЯ ДОЧЬ

НЕПОСЛУШНАЯ ДОЧЬ


06 ноября 2007
■ Я мама-одиночка. Живем мы с дочерью и моей мамой. Дочь, обладающая своенравным характером, плохо слушается, часто грубит, хотя меня и бабушку очень любит. Если был бы отец, он мог бы ее как-то наказать. Но из меня и бабушки она, к сожалению, прямо-таки веревки вьет. Что же делать? Не начинать же ее пороть в 10 лет!
Галина Ж.


СВЯЩЕННИК: Для дочери отсутствие отца означает не недостаток строгости, а недостаток мужской любви, бережной и деликатной. Из-за этого девочка может вырасти эгоистичной, грубой. Поводов для наказаний у матери найдется много. Но если она только их и будет замечать, потеряется контакт с дочкой, воспитание станет в принципе невозможным.
Если дочке приятно быть рядом с Вами, любящей и внимательной, то тогда Вы можете иной раз и строго с ней обойтись, если заслужила.
Последите — не провоцируете ли Вы сами грубость дочери, например, множеством замечаний? Нет ли лишней опеки в отношении к ней? Если у нее нет скверных наклонностей, то в чем-то ей можно предоставить самостоятельность, а тогда уж — и требовать ответственности.
Если Ваша дочка бывает в храме и исповедуется, то это может очень помочь ей справиться со своей грубостью. Однако заставлять девочку ходить в храм на исповедь из воспитательных соображений нельзя — только если она сама почувствует в этом для себя смысл и радость.


ПСИХОЛОГ: Психологическая сложность Вашей ситуации заключается в следующем: возможно, в будущем дочке трудно будет строить отношения с мужчинами и создавать свою будущую семью. Ребенок в первую очередь учится жизни, наблюдая за своими родными. Поэтому маме стоит демонстрировать женское поведение, не стараясь заменить отца. Будет очень хорошо, если кто-то другой из семейного окружения будет олицетворять для девочки образ отца — это может быть, например, дядя, крестный папа, дедушка.
Кстати, воспитание ребенка — отнюдь не порка, наказания бывают не только физические. Главное — чтобы у мамы и бабушки был одинаковый подход к воспитанию. Не позволяет ли бабушка того, что запрещает мама? Важно также не спорить при ребенке, не переносить на него свои конфликты. Часто ребенок плохо слушается, когда чувствует, что может манипулировать взрослыми, «дергать за веревочки». Выход один: быть твердой, последовательной в своих действиях по отношению к дочери и солидарной в этом с бабушкой.

Жена считает, что невозможно избаловать годовалого ребенка. Но мне кажется, что если на каждый хнык кидаться и брать его на руки, то он в будущем сядет на шею. Знаю новомодную теорию, что до года, даже до двух-трех лет ребенка не рекомендуют воспитывать. А что на самом деле?
Сергей Симанович


СВЯЩЕННИК: Уделять ребенку постоянное внимание не значит баловать его, в этом и есть воспитание. Чем же напитается душа и ум ребенка, его личность, как не любовью? Впрочем, избаловать годовалого малыша вполне возможно, как и ребенка любого возраста. Но, как правило, здесь можно положиться на интуицию матери. Занимаясь с малышом, она сообщает ему чувство защищенности, его отношение к жизни вырастает из этого первого и главного контакта — с матерью.
А мужу, чтобы не вмешиваться в ситуацию грубо, лучше сначала попробовать самому в ней поучаствовать: подойти самому на этот хнык и побыть с малышом.
ПСИХОЛОГ: Ребенка невозможно специально «воспитывать» или «не воспитывать». Своим отношением, собственным примером, атмосферой в доме родители уже воспитывают маленького человека.
До двух-трех лет ребенок очень нуждается в маме, у него существует с ней симбиотическая связь, он может до конца не осознавать границ своего тела.
До года ребенок никогда не будет плакать просто так, на это обязательно есть какая-то причина. Поэтому стоит довериться интуиции жены — если она чувствует, что ребенку нужно внимание, скорее всего, так оно и есть.
В то же время малышу необходимы минимальные сложности, чтобы учиться их преодолевать. Если он хочет что-то делать сам, например, держать ложку и есть, то надо дать ему возможность это делать, несмотря на то, что он может испачкаться. Надо заинтересовывать ребенка, стимулировать его самостоятельность. Но не форсировать ее — не оставлять плачущего малыша одного, ожидая, пока он прекратит капризничать. Конечно, рано или поздно он перестанет плакать, но это не будет показателем его развития. Скорее, он будет чувствовать, что им пренебрегают: как маму ни зови, она из-за каких-то своих странных педагогических принципов не придет. А неуверенность ребенка в окружающей действительности потом может вызвать неуверенность в себе, в своем будущем.

Вернуться назад