Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2007

Марина ЖУРИНСКАЯ
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу.
Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?


Прекрасная притча (Мф 6:28–34) вводит нас в Христово учение о жизненных правилах. Приведенное же в заголовке словосочетание достаточно часто встречается сейчас в прессе, в статьях о преуспевших, о том, как они все свои силы, всю волю и умение направляют на достижение состоятельности. Реже встречаюся беглые упоминания (как правило, в криминальных очерках) о том, как некий бедолага открыл было дело, но обанкротился и бедствовал. Но только ли в воле, умении и упорстве все дело, или все эти слагаемые — все же сомнительная арифметика?
Не будем говорить, что не в деньгах счастье, а обратимся к тексту Евангелия. Да, прекрасны полевые лилии, и никакая человеческая роскошь ( Соломон во всей славе своей) не может сравниться с ними в красоте убранства. Но тем не менее они — трава полевая, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, в то время как забота Творца о людях неизмеримо больше. Забота о вещах материальных свойственна и язычникам, а христианам дано сознание того, что все человеческие нужды известны Отцу Небесному, и Он дает людям все, что им необходимо, коль скоро они обращаются к Нему — но не как к источнику материальных благ, а как к Царю и Господу. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам, — говорит Христос.
Это вовсе не означает, что крыша над головой, одежда, питание и т.д. не стоят внимания; очень даже стоят, но достигаются они именно тем путем, о котором здесь говорится. Правда, еще один вопрос заключается в этом «и т.д.», точнее, в том, что в него входит.
…Мелькнуло в газете наивное признание женщины: никогда не хотела иметь дачу, как множество других людей, потому что возиться в земле считала для себя унизительным. Мечтала о загородном особняке с газоном и бассейном и о приемах в саду, чтоб все были в белом. После появления ребенка приходится на лето дачу снимать, причем снимать каморку в развалюхе, а платить как за особняк. И ездить на электричке.
Оно конечно, произошло крушение мечты! Женщину жалко. Но не похожи ли бывают наши собственные планы и устремления на такую вот рекламную картинку про «всех в белом», пусть даже они относятся к вещам гораздо более возвышенным? Честно говоря, об этом заставляет задуматься почти поголовное стремление мальчиков (особенно только что крестившихся) стать священниками, а девочек — уйти в монастырь. Между тем искать Царства Божия прежде всего означает вовсе не это; искать Царства — значит искать Бога, стремиться к Нему, а не к какой-либо жизненной стезе, вопрошать Его о Его воле относительно себя, а не навязывать Ему свою волю в форме благих, но смутных и шатких пожеланий. И в таком случае человек получает не то, чего он хочет, а то, что ему действительно нужно для того, чтобы мирно и душеполезно прожить свою жизнь. Для некоторых это может быть священный сан, а для других — какая-то вполне мирская деятельность, для одних — постриг, для других — семейная жизнь. Наконец, если Господь видит, что кому-то нужна состоятельность и что он способен ею правильно распорядиться — даст.
Сейчас множество самых разных людей горюет о том, что мы живем в бездуховном мире. Поразительную картину преодоления этой бездуховности дает замечательный писатель-фантаст Рэй Бредбери в своей великой антиутопии «451° по Фаренгейту». В действительно страшном мире этого романа книги запрещены, поощряется только телевидение. Герой случайно получает Евангелие и читает про лилии полевые. Когда он едет в метро, навязчивая и глупая звуковая реклама заглушает не только звуки, но и мысли,— и он борется с ней, упорно думая об этих лилиях. И побеждает.
Никто не запрещает нам читать Евангелие. ■

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба