Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу.
Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся,
так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно
читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные
эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?
Прекрасная притча (Мф 6:28–34) вводит нас в Христово учение о жизненных
правилах. Приведенное же в заголовке словосочетание достаточно часто
встречается сейчас в прессе, в статьях о преуспевших, о том, как они
все свои силы, всю волю и умение направляют на достижение
состоятельности. Реже встречаюся беглые упоминания (как правило, в
криминальных очерках) о том, как некий бедолага открыл было дело, но
обанкротился и бедствовал. Но только ли в воле, умении и упорстве все
дело, или все эти слагаемые — все же сомнительная арифметика?
Не будем говорить, что не в деньгах счастье, а обратимся к тексту
Евангелия. Да, прекрасны полевые лилии, и никакая человеческая роскошь (
Соломон во всей славе своей) не может сравниться с ними в красоте убранства. Но тем не менее они —
трава полевая, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь,
в то время как забота Творца о людях неизмеримо больше. Забота о вещах
материальных свойственна и язычникам, а христианам дано сознание того,
что все человеческие нужды известны Отцу Небесному, и Он дает людям
все, что им необходимо, коль скоро они обращаются к Нему — но не как к
источнику материальных благ, а как к Царю и Господу.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам, — говорит Христос.
Это вовсе не означает, что крыша над головой, одежда, питание и т.д. не
стоят внимания; очень даже стоят, но достигаются они именно тем путем,
о котором здесь говорится. Правда, еще один вопрос заключается в этом
«и т.д.», точнее, в том, что в него входит.
…Мелькнуло в газете наивное признание женщины: никогда не хотела иметь
дачу, как множество других людей, потому что возиться в земле считала
для себя унизительным. Мечтала о загородном особняке с газоном и
бассейном и о приемах в саду, чтоб все были в белом. После появления
ребенка приходится на лето дачу снимать, причем снимать каморку в
развалюхе, а платить как за особняк. И ездить на электричке.
Оно конечно, произошло крушение мечты! Женщину жалко. Но не похожи ли
бывают наши собственные планы и устремления на такую вот рекламную
картинку про «всех в белом», пусть даже они относятся к вещам гораздо
более возвышенным? Честно говоря, об этом заставляет задуматься почти
поголовное стремление мальчиков (особенно только что крестившихся)
стать священниками, а девочек — уйти в монастырь. Между тем искать
Царства Божия прежде всего означает вовсе не это; искать Царства —
значит искать Бога, стремиться к Нему, а не к какой-либо жизненной
стезе, вопрошать Его о Его воле относительно себя, а не навязывать Ему
свою волю в форме благих, но смутных и шатких пожеланий. И в таком
случае человек получает не то, чего он хочет, а то, что ему
действительно нужно для того, чтобы мирно и душеполезно прожить свою
жизнь. Для некоторых это может быть священный сан, а для других —
какая-то вполне мирская деятельность, для одних — постриг, для других —
семейная жизнь. Наконец, если Господь видит, что кому-то нужна
состоятельность и что он способен ею правильно распорядиться — даст.
Сейчас множество самых разных людей горюет о том, что мы живем в
бездуховном мире. Поразительную картину преодоления этой бездуховности
дает замечательный писатель-фантаст Рэй Бредбери в своей великой
антиутопии «451° по Фаренгейту». В действительно страшном мире этого
романа книги запрещены, поощряется только телевидение. Герой случайно
получает Евангелие и читает про лилии полевые. Когда он едет в метро,
навязчивая и глупая звуковая реклама заглушает не только звуки, но и
мысли,— и он борется с ней, упорно думая об этих лилиях. И побеждает.
Никто не запрещает нам читать Евангелие. ■