ИНТЕЛРОС > №2, 2010 > ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко


14 февраля 2010

Совместный проект журнала "Фома" и фотошколы "Позитив"

Отъехав 600 километров от Москвы, минуя Вологду и старинный город Кириллов, попадаешь в деревню Куракино, где в бывшем коровнике расположилась знаменитая «Куракинская мастерская». Вот уже почти двадцать лет здесь под руководством члена Союза художников России Нины Мишинцевой производят уникальные изделия: настенные панно, керамическую посуду, каминные полки и изразцы, некогда распространенные в северных районах России.

Что, казалось бы, может быть проще керамики? В переводе с греческого — это всего-навсего «обожженная глина». Однако когда человек оказывается в мастерской и становится свидетелем рождения из грубого буро-красного куска земли произведения искусства, то у него появляется совершенно иное отношение к этой «обожженной глине».

Как известно, в природе четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь. Так вот, ни одна, даже самая простенькая керамическая чашка невозможна без сложного процесса соединения этих четырех природных начал. Перед обжигом, чтобы получить форму, глину долго вымачивают в воде. Без воды невозможно обойтись и на этапе придания формы уже отлитым и полуготовым изделиям. Перед встречей с огнем глина, уже имеющая нужную форму, должна высохнуть, да и сам огонь невозможен без воздуха.

Про Ферапонтово (в восьми километрах от монастыря как раз и стоит мастерская) многие говорят, что место это не простое. Приехав сюда, люди чувствуют здесь какую-то неземную тишину: возникает ощущение, что ты попал домой, наконец-то пришел отдохнуть.

«Кого Господь возлюбит и кого восхощет избрать для блаженной вечности, тому посылает непрестанные скорби», — говорит в своих «Письмах к мирянам» святитель Игнатий Брянчанинов. Именно скорби привели Нину Мишенцеву в Ферапонтово. Приехала она сюда из Новосибирска в 1991 году, оказавшись в совершенно безвыходной ситуации: одна, без мужа, с двумя маленькими детьми на руках. Нина считает, что она не сама туда приехала, а словно что-то привело ее сюда. «Я была просто поражена, какой богатой духовной жизнью люди здесь живут, — говорит художница. — Я поняла тогда, что это и есть выход, это и есть спасение, и искать другого мне больше не надо».

  Нина Мишенцева вспоминает, что и настоящая духовная жизнь для нее началась с приездом в Ферапонтово, как, впрочем, и творческая карьера. Будучи по специальности художником, она для поддержания скудного семейного бюджета сделала здесь свою первую маленькую печь. А потом Нина, которая никогда раньше не занималась бытовой керамикой, стала «тянуть» горшки и плошки, лепить игрушки, расписывать их диковинными узорами. Повторяя технику старых мастеров, начала делать изразцы, из которых потом выкладываются целые печи. Такие встретишь разве что в старинных усадьбах. Словом, в деревне Куракино навсегда поселилось творчество.

…И все-таки мастерская эта не совсем обычная. Вокруг Нины Мишенцевой собрались единомышленники: такие же ищущие, такие же творческие, как она. Они все — влюбленные в свое дело люди, которые изо дня в день теплом своих рук помогают четырем стихиям соединиться в целое — в то, что мы потом назовем керамикой.

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

Неудавшимися (бракованными) изделиями украсили стену мастерской.

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

В погребах керамической мастерской есть специальные короба, в которых глина выдерживается более двух лет, прежде чем из нее можно будет что-то лепить.

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

Отмоченная глина, готовая к заливке в формы.

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

Первый этап заливки круглых рельефов с изображением Ферапонтова монастыря.

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

Прежде чем застывшие изделия будут обожжены, каждое из них смачивают водой.

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

С момента, как в Куракине появилась мастерская, потянулись сюда люди со всех окрестных сел и деревень. Многие ходят на работу пешком, преодолевая по 13 километров в один конец.

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

В мастерской Нины Мишенцевой огромное окно. Никакой искусственный свет никогда не заменит естественного света неба и солнца.

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

Глина — материал особый, живой. К работе с ней нельзя подходить с дурными помыслами. Если начнешь лепить, но на кого-то будешь раздражен, ничего не получится — считают мастера.

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

Изразцы для будущей печки, которые вручную расписывает художница.

ТЕПЛАЯ КЕРАМИКА. Фотоочерк Юлии Руденко

Обычно в магазине куракинской керамики, что расположен у стен Кириллло-Белозерского монастыря, толпы покупателей. Единственная возможность застать магазин пустым — это прийти рано утром, к самому открытию.

Сайт фотошколы "Позитив"


Вернуться назад