ИНТЕЛРОС > №7, 2012 > Письма о женитьбе

Валерия Посашко
Письма о женитьбе


29 июля 2012

Очень интересно мой дед делал предложение бабушке. Он его по сути не делал вовсе!

С бабушкой он, в то время молодой лейтенант, виделся всего раз или два. Когда уехал к себе в часть, в Германию, посылал ей письма, открытки. Никаких нежных посланий не было, никогда он не писал «люблю, целую» — дедушка не любил всяких таких «нежностей». Писал: «Только смотри, не выйди замуж за кого-нибудь, дождись меня». Вот и вся романтика! Он был человек дела, не любил расточать слова. И вот что из этого вышло...

Когда он приехал в следующий раз, они с бабушкой очень быстро и без слов все поняли: что он для нее, а она для него. Дед пошел к ее матери — в офицерской форме, в белых перчатках. Состоялся разговор. Будущая теща деликатно посоветовала подождать: молодые вы, мол, надо дочери институт закончить сначала. Да и сколько ты ее знаешь? Виделись всего пару раз.

Дед послушал-послушал и сделал по-своему. Пошел и подал заявление в загс. А потом поставил бабушку перед фактом: пойдем расписываться, нас ждут в загсе. Она: «Как? Ты бы хоть меня спросил…» А чего, говорит, спрашивать, слова какие-то красивые придумывать? Мы с тобой и так все прекрасно понимаем без слов.

И это было правдой. Неоднозначный, конечно, поступок деда. Но тем не менее! Прожили вместе до самой его смерти.

Деды наши вообще как-то решительней поступали. Прадед, например, увидел будущую жену на улице: он проходил мимо, а она сидела на скамеечке. Для него все было решено в один момент. Это при том, что прадед был знатного рода, а прабабушка — из простых. Но он подошел, заговорил с ней, познакомился, а через какой-то срок сделал предложение. Хотя, признаться, он всю жизнь потом исправлял речь жены и ее простецкие привычки.

Конечно, я не хочу сказать, что спонтанность всегда лучше обдуманности или что замечательная идея — идти в загс без ведома невесты. Рецептов нет. Но все-таки в истории жениховства моих дедов что-то такое есть, правда?...

Валя, г. Москва

Существует общее убеждение, что только бедствия приводят людей к Богу, а счастье скорее привязывает их к земле и заставляет забывать о небе. Бывают, однако, исключения из этого правила.

Пирогов пишет в своей автобиографии, что первые дни его супружеской жизни были полны такого высокого блаженства, что душа его как бы расплавилась и очистилась под дыханием последнего: и он, страдавший прежде недугом маловерия, узрел Бога в сиянии своей чистой семейной радости.

Митрополит Анастасий (Грибановский), 1873—1965


Романтика кончилась...

Моя жена ни в чем не похожа на тот портрет Моей Единственной, который я, сам того не заметив, когда-то давно себе нарисовал. Первые черты этого портрета проступили в старших классах школы. Я влюблялся легко. Мне также легко отвечали взаимностью. Статус «души компании» облегчал путь к сердцу красавицы. С пугающей регулярностью я отправлялся в этот путь снова и снова: средства и цели оставались прежними, менялись только имена. На ироничные замечания друзей: «Ты девушек меняешь, как перчатки...» — я искренне обижался. Потому что неужели непонятно — это же не спортивный интерес, это каждый раз с надеждой «на всю жизнь». Вернее, «уж в этот-то раз точно на всю жизнь»... Это сейчас я понимаю, что эйфория и такая влюбленность, чтобы «как в омут с головой», не может быть на всю жизнь.

Почему мы с моей будущей женой начали встречаться? Я не знаю. По всем параметрам Моей Единственной, она никак не могла мне понравиться. Но остается только констатировать факты: ни с одной девушкой из тех, с кем я встречался до этого, я бы никогда не смог создать семью. С каждой из них я пытался воображать, как это будет. И каждый раз картинка не складывалась, мелькала фальшь, что-то буксовало. Хотя эти девушки полностью вписывались в Мой Идеал. А вот моя будущая жена — не вписалась.

И не рисовалось с ней вообще никакой картинки — картинка была не нужна. Просто пришло чувство: я хочу, чтобы мы были мужем и женой. Моя Единственная — вот она. И не потому, что я ее такой «назначил». И не только потому, что она самая умная, красивая и талантливая на свете. Просто она — это она. Так я понял одну вещь, не универсальную, но для меня точно верную: Господь посылает счастье совсем не в том виде, в котором я его жду. Оно просто приходит и говорит: «Привет, я твое счастье, и я вот такое». Ты сначала удивляешься, но потом тебя вдруг пронзает: «А ведь и вправду — вот оно. И как я, глупый, сразу не понял...» Все, что было до женитьбы и стало после, собирается для меня в одну ясную формулу: романтика закончилась — началось счастье.

Иван, г. Томск


Время раздумий и выбора закончилось, когда вы решили сочетать ваши жизни. Это значит: из двух людей должен сложиться один гармоничный человек. А это созидание, это творчество. И еще это крест на всю жизнь. А средства? Каковы они? Им несть числа.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), 1910—2006

Мое несостоявшееся монашество

В 21 год я влюбился. В однокурсницу по политеху. И причем весьма болезненно, до ревности! Прекрасно осознавая все последствия такой вот страсти. Но остановиться не мог. Девушка предпочла мне другого, как она выразилась, «без старческих заморочек» — имелась в виду моя вера: в Церкви я с юношеских лет. Разочарование было сильнейшее. Я решил, что в следующий раз буду встречаться только с воцерковленной девушкой!

Скоро такой случай представился. Лидия была из порядочной и верующей семьи, регент хора в нашем храме. Все в ней дышало богобоязненностью и чистотой. Я был доволен. Но прошло время — и я стал замечать, что это все внешнее, а внутри — моя избранница свое целомудрие возводит в культ и клеймит тех, кто ее идеалу не соответствует. Я просто взял и ушел, после этого твердо сказал себе в сердце, что пора завязывать с поиском невест. Не мой, видать, это путь! А какой же тогда? Да, конечно же, монашеский! Как же я сразу-то не понял! И с еще большим азартом, чем прежде, я стал «вгрызаться» в книги афонских старцев. Стал вести почти иноческий образ жизни: никуда не ходил, все молился и Библию читал, ну, и на огороде родным помогал; всю современную одежду раздал нуждающимся, а сам стал ходить в «секонд-хенде», демонстрируя свой аскетизм и неприхотливость. Родители обеспокоились. Посоветовали сходить к духовнику. К нему я не пошел, а поехал сразу в Почаев. Старцев хотел повидать, благословение получить на иночество!

Приехал. Ходил по Лавре степенно, со скорбным выражением лица, беседовал с монахами, исповедался, причастился... да и спросил благословения на монашество у старца Н. Он долго смотрел на меня, а потом махнул рукой и говорит: «Разве ты не помнишь, как сказано в Писании "В полу бросается жребий, но решение оного — от Господа”?»

Я ждал ответа: да или нет. А услышал что-то неясное. Снова разочарование!

Вечером после службы поплелся в трапезную, а там угощали группу новых паломников. Помню, хмуро сел за стол, чтобы поужинать, а потом хотел идти в гостиницу. Но тут подошел один монах и попросил: «Помоги двум паломницам донести сумки до гостиницы». Внутренне я весь вскипел: «Да не хочу я этого, Господи!!! Как же Ты не видишь?» Но пошел.

Пока нес сумки, одна из паломниц, Галя, просто забрасывала меня вопросами: об истории Почаева, о молитве и
т. п. Видно было, что она совсем недавно пришла в Церковь, ей все на свете интересно. И глаза у нее, я заметил сразу, такие добрые, лучистые. Шли мы, и я по привычке стал перед ней блистать своими христианскими знаниями! Так и познакомились. На следующий день я вновь увидел ее на службе, потом мы снова долго беседовали. И я с удивлением заметил, что Галина очень интересна мне. Немного как бы оттаял внутри. Перед отъездом из Почаева я зашел в храм помолиться... и тут-то до меня дошло, что имел в виду старец, говоря мне о жребии! Вопросы отпали сами собой. Уезжал я с чувством глубокой радости и ясности, а когда вернулся домой, сразу же позвонил Гале.

С тех пор о дивном промысле Божием мы уже рассказываем двум нашим деткам.

Геннадий, г. Самара

Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое.

Русская пословица

Рябая невеста

Мама моя рассказала мне, что дедушка наш, Николай, женился на бабушке Надежде не по своему выбору, а по воле родительской, как это обычно делалось в старину в простых сельских семьях и у духовенства.

Дело было так. В один зимний вечер отец дедушки, дьякон Василий, приходит в дом, а дедушка Николай, тогда еще молодой человек, лежал на печи.

— Николай, а Николай! — говорит прадед нашему дедушке.

— Что, батюшка?

— Я тебя решил женить.

— На ком, батюшка? — интересуется жених.

— Да вот у отца Василия (в селе Оржевке был другой дьякон, тоже по имени Василий) хочу взять за тебя Надежду.

— Батюшка! Это — рябую-то?! — возражает недовольный и невольный жених.

А бабушка в детстве переболела оспой, и у нее на лице осталось несколько крупных, но совсем не портивших ее лица рябин.

— Как? — разгневался прадед. — Да разве я тебе не отец, а враг?! Я знаю, кого выбираю. Ну-ка, слезь с печи!

Дедушка слез, а прадед взял ухват (каким ставили у нас в печи горшки и чугуны) да его по спине — раз, другой и «поучил».

— Прости, батюшка! — запросил пощады дедушка. — Хоть на рябой, хоть на кривой, — воля твоя!

И поженили. И какой мудрый был выбор: дедушка был не совсем мирного характера... И вот такому неспокойному жениху Господь послал смиреннейшую Надежду. И она никогда не жаловалась, никогда не сердилась на дедушку: всегда была тихая-претихая, молчаливая и кроткая. Да, можно сказать, прямо — святая.

Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова) (1880—1961)

Всякое раздумье о какой-то личной «свободе» надо отбросить как нелепость, потому что нет свободы большей, чем та, что дается любовью. И если я всегда буду на своей высоте, она никогда меня не разлюбит. В любви надо бороться за свою высоту и сим побеждать. В любви надо самому расти и расти.

Михаил Пришвин (1873—1954)


Просто искушение

Я вот иногда думаю: а что было бы, если бы тогда, шесть лет назад, я бы просто не рискнул, как многие сегодня просто не рискуют. Честно говоря, аргументов против была масса. Зачем жениться? Может, это неверный выбор? Может, еще не время?

Желания «погулять еще», как у многих мужчин, не было, хотя знаю — многие именно потому и гуляют всю жизнь. Но все равно как-то в голове крутилась песенка: «Кабы знал, я б утопился! Что ж так рано я женился!» Знаю, что и супруга думала обо всем том же. Не слепые ведь — знали заранее, как за эйфорией первых месяцев потом неожиданно наступает сначала тяжкий период, потом кризис, а потом катастрофа. На самом деле, как выяснилось, многого не знали и близко...

Например, как на самом деле тяжело девушке резко, одним рывком оторваться от родного дома, и насколько труднее привязаться к чужому, стать там своей, а не «родственником второго сорта».

И все-таки мы сделали этот шаг. Слава Богу! И послесвадебная эйфория была, и кризис потом тоже был, и, наверное, почти до катастрофы тоже доходило, а потом вдруг как-то все наладилось, и с тех пор замечаю две вещи: с одной стороны, становится все лучше и лучше, а с другой, все больше понимаешь, как бы ужасно складывалась моя жизнь, если б я тогда отказался. Просчитываешь сценарии, и даже страшно становится от самого себя из той «параллельной реальности»! Вот такая история. Видимо, мораль нужна какая-нибудь. В стиле: «Делайте так же, мои юные друзья, и все у вас получится». Не возьму на себя такую ответственность: панацеи тут не бывает.

Умный пожилой человек сказал мне: «Мы не развелись через два дня после свадьбы лишь потому, что в тот день не работал загс». Он прожил со своей женой более двадцати лет, до самой ее кончины. До самого конца.

Александр, г. Москва


Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика.

Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5:31­—32)


Вернуться назад