ИНТЕЛРОС > №8, 2009 > Андрей ИСАЕВ: О ЧЕМ МЫ ГОВОРИЛИ С ПАТРИАРХОМ

Андрей ИСАЕВ: О ЧЕМ МЫ ГОВОРИЛИ С ПАТРИАРХОМ


01 сентября 2009


alt

«Единая Россия» готова и впредь советоваться с Московским Патриархатом при разработке законов, вызывающих обоюдный интерес. Такое решение было принято 8 июля в ходе рабочей встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с секретарем президиума Генерального совета «Единой России» Вячеславом Володиным и его первым заместителем Андреем Исаевым, главой думского комитета по труду и социальной политике. На следующий день новостные ленты вышли с сенсационными заголовками: «РПЦ будет цензурировать российские законы», «Патриарх отчитал “Единую Россию” за секспросвет».
О чем действительно говорилось на встрече, рассказал «Фоме» ее непосредственный участник Андрей Исаев.


Такая позиция части либеральных средств массовой информации вполне закономерна. Ничего, кроме плохо скрываемой ненависти к Церкви, за ней не стоит. Некоторые почему-то считают, что когда слушают их — это правильно и хорошо. А когда кого-то другого, с кем они не согласны, — это уже нарушение великих либеральных принципов.
Встреча прошла по нашей просьбе. Патриарх Кирилл беседовал с нами почти полтора часа. Мы обсуждали вопросы, связанные со взаимодействием Церкви и общества. Одной из тем стала ратификация «Европейской социальной хартии». Приняв ее, Россия подтвердила свои обязательства перед гражданами обеспечить необходимый уровень социальной защиты, пенсионного обеспечения, пособий для безработных и специальных выплат для матерей. Все это уже есть в российском законодательстве, но, приняв обязательства социальной хартии, российские власти тем самым как бы «сожгли за собой мосты», открыли себя для социального аудита со стороны Европы.
При этом ряд представителей православной общественности усомнились в некоторых статьях хартии: например, их насторожила статья об обязательном представлении гражданам права и возможности получать информацию по вопросам, связанным со сбережением здоровья. Дело в том, что отдельные европейские страны интерпретировали этот пункт как необходимость введения в школах так называемого полового просвещения.
Тема второй «сомнительной» статьи хартии — ювенальная юстиция. Сама идея создания особого состава судов, занимающихся рассмотрением дел по правонарушениям, связанным с несовершеннолетними, — не плоха. Но практика ее реализации в Европе крайне печальна: людей лишают родительских прав за то, что отшлепали ребенка, или дали ему мало карманных денег, или не разрешили четырнадцатилетней девочке встречаться с бой-френдом... Есть случаи, когда подростки, как Павлики Морозовы, пишут доносы на родителей по самым ничтожным поводам — чтобы получить от них свободу. Патриарх выказал крайнюю озабоченность по поводу введения ювенальной юстиции. Мы рассказали Патриарху, что еще на пленарном заседании парламента министру здравоохранения и социального развития России Татьяне Голиковой, которая представляла хартию, депутаты от «Единой России» задали  вопрос: «Означает ли принятие хартии, что Россия будет обязана ввести ювенальную юстицию и половое просвещение в школах?» Ответ министра был четким: «Нет, не означает». Этот официальный ответ, данный парламенту, зафиксированный в стенограмме, который разрешает многие сомнения.
Но для того, чтобы избежать недопонимания в будущем по другим вопросам, мы предложили Патриарху Кириллу ввести практику регулярных консультаций. Подобные консультации велись нами и раньше, мы лишь подтвердили их регулярный характер. «Единая Россия» будет ежемесячно предоставлять в Патриархию план законотворческой работы Госдумы на будущее. Именно эта инициатива и вызвала наибольшую критику со стороны либеральных СМИ, которые усмотрели в ней опасность некой «православной цензуры законодательства». Это не соответствует действительности: практика предварительных консультаций существует у нашей партии много лет. Например, по вопросам Трудового кодекса мы советуемся с профсоюзами и объединениями работодателей, а по вопросам, затрагивающим права людей с ограниченными возможностями, — со всероссийскими организациями инвалидов. Точно так же мы будем консультироваться с Русской Православной Церковью — перед принятием законопроектов, непосредственно касающихся верующих людей, принадлежащих к крупнейшей конфессии нашей страны. Это не нарушение демократии, а, наоборот,  ее подтверждение.
Еще раз подчеркиваю: никто из участников беседы ни в коей мере не покушался на светский характер государства. Мы понимаем, что живем в многоконфессиональном стране, но тем не менее считаем, что будет абсолютно справедливо, если в вопросах защиты нравственности и уважения к традициям нашего народа государство будет сотрудничать с основной конфессией, представляющей подавляющее большинство верующих. Несмотря на критику со стороны либеральных СМИ, «Единая Россия» намерена придерживаться этой позиции. Мы вправе сами выбирать себе партнеров для консультаций, чье мнение кажется нам важным и интересным.
А завершилась беседа неожиданно — на удивительно личной, трогательной ноте. Мой друг и коллега Вячеслав Володин рассказал Патриарху о деле, которое ему особенно дорого. Он построил храм на своей малой родине — в Саратовской области, на том месте, где были расстреляны два его прадеда. Первый прадед — священник — был убит в 1937 году, второго, мирянина, расстреляли тогда же за пропаганду Православия. Барак, в котором их содержали, был поставлен на месте ранее снесенного храма. Потом эту же площадку занял памятник Ленину. Прадеды Вячеслава погибли буквально в один месяц, в одном и том же месте и, конечно, не могли даже представить себе, что в далеком будущем их внуки поженятся и у них будут общие правнуки. А теперь в память о них, по инициативе Вячеслава Володина, восстановен храм в Саратовской области, появилась новая церковь.



Фото предоставлено пресс-службой А. К. Исаева

Вернуться назад