ИНТЕЛРОС > №8, 2009 > КОГДА НАЧИНАТЬ ВОСПИТАНИЕ?

КОГДА НАЧИНАТЬ ВОСПИТАНИЕ?


01 сентября 2009


alt


Отвечает священник Александр Гаврилов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение», д. Турыгино Ленинградской обл.:
Хотим мы этого или нет, дети воспитываются нами с самого раннего возраста. Ребенок чувствует наши реакции на события и пытается копировать их, он старается подражать нам, хотя мы часто про это забываем. Любой из нас не упустит случая поучить жизни другого, а тем более своего ребенка, и неважно, сколько тому лет: один год или сорок. Но проблема заключается в том, что дети не слышат слов — они видят наши дела, часто расходящиеся со словами, и делают свои выводы.
До семи лет в Церкви детей принято не исповедовать, но это не значит, что данный возраст является каким-то магическим рубежом, до которого ребенок безгрешен, а после которого уже подвластен греху. Скорее, семь лет — условная черта, после которой человек, социализируясь, способен анализировать свои поступки и отвечать за них. И кто-то уже созревает для этого, а кто-то нет. Я видел детишек, которые могли исповедоваться в четыре года, но встречал и тех, кому и в восемь рановато. Я сейчас имею в виду внутреннее состояние ребенка, его готовность к сознательной исповеди, а не его осведомленность об этом Таинстве от родителей. Потому что одно дело, когда малыш на исповеди говорит то, что ему скажет мама, а другое — то, чтó он думает сам. Поэтому вопрос о готовности малыша к исповеди, думаю, правильнее решать, посоветовавшись с духовником семьи.



Опыт

Ответ однозначен — с рождения. Но методы надо выбирать по возрасту. Читать мораль двухлетке бесполезно. Зато годится посмотреть с ним мультик и в двух фразах прокомментировать поведение героя. Но первый и главный метод — это личный пример: «Мама, почему ты грустная?» — «Я обидела папу, теперь мы с ним в ссоре. Я плохо сделала, пойду просить прощенья»...
Вокруг происходит много интересного, обращайте внимание ребенка на капризного малыша на улице, на жадину в песочнице. Тихонько обсудите и смените тему. Сказку прочитали — обсудите, подумайте над поступками персонажей. Не беда, что через день ребенок, может, и не вспомнит уже этого — «на подкорке» отложится, а потом научится и сам рассуждать в таком духе.
Ясно одно — ни в каком возрасте нельзя игнорировать проступок, обязательно надо акцентировать внимание ребенка на том, что хорошо, что плохо. Говорят, что личность развивается полностью до трех лет, остальное — надстройки. Так, значит, нельзя терять и дня!

Ирина Круглова, Москва


Каждый ребенок — индивидуальность, каждая семья — отдельный мир, рецептов для всех не найти. Но есть общие принципы:
1. Дети уважают и слушаются родителей. Это — Библейский принцип, который ребенок должен усвоить как можно раньше. Например, в полтора года мы учили дочку подходить, когда зовут папа или мама: садились вместе в комнате и по очереди звали ее, и надо было подойти СРАЗУ.
2. Если ребенок не слушается, он получает наказание. В нашем случае это был ремешок по попе как крайняя мера. Это применялось, если ребенок упорно и сознательно не слушался. Условия: ребенок не болен, родитель не раздражен и перед наказанием объясняет, за что ребенок наказан, а после наказания дает понять, что все равно его очень любит.
3. Родители едины в принципах воспитания. Если есть противоречия (а они наверняка будут), то все решается не при ребенке.
4. Прежде чем чего-то требовать, этому надо научить. Для малышей хорошо разыгрывать разные ситуации с игрушками: кукла делится угощением, мишка послушно идет спать, а если не идет, то получает по попе, и т.д.

Екатерина Рытова, Санкт-Петербург

Если бы Богородицу в детстве не воспитывали, как бы Она в храм вошла в трехлетнем возрасте? Правда, прежде, чем приниматься за воспитание, с ребенком надо как следует познакомиться. Самим родителям. И не оценивать его шаблонными требованиями. Я сама это стала понимать не так давно.
Мой ребёнок из категории «особенных»: есть особенности в развитии, с нормами поведения тоже все не просто, но потихоньку осваиваемся. К четырем годам научились отходить от прилавка с игрушками без скандала. До того сцены были дичайшие. Иногда даже шли из дома с одной целью: ПОСМОТРЕТЬ на игрушки в магазине. Пережив массу позорнейших моментов, кажется, добилась своего.
Или ситуация на ипподроме. Можно сесть на лошадь, но сын хочет на коня. Конь будет занят еще полчаса. На все топания ножками предлагается выбор: или ждать, или ехать на лошади. Теперь ждет как миленький.
Главное в воспитании — это понимать: готов ли ребенок к усвоению какой-то нормы СЕЙЧАС? Может быть, он еще не в состоянии нас понять?

Ирина Волкова, Ростов-на-Дону



Задать вопрос или поделиться опытом можно по адресу sovet@foma.ru

Вернуться назад