ИНТЕЛРОС > №9, 2007 > ЧТО ЗНАЧИТ ПРАВОСЛАВИЕ ДЛЯ ЯКУТИИ?

ЧТО ЗНАЧИТ ПРАВОСЛАВИЕ ДЛЯ ЯКУТИИ?


26 сентября 2007
"...в последнее время иногда можно услышать, что Православие для якутов — чужая вера, что возрождать нужно «свои», языческие традиции, а христианство оставить для русских, и пусть каждый идет своей дорогой. Мне в этом вот что непонятно: выходит, и русские должны вернуться в свое язычество, которое было до крещения в 988 году, и греки должны снова поклоняться олимпийским богам? Если так рассуждать, иным народам придется вновь начать приносить человеческие жертвы — ведь этого требует «вера отцов»..."

alt Священник Павел Слепцов,
настоятель Введенского храма в Сунтаре


Особенность якутского Православия, на мой взгляд, — в чистосердечной, почти детской вере, на которую способны наши народы. За трехсотлетнюю историю Православия на нашей земле вера стала частью жизни многих якутов, эвенов, эвенков, юкагиров… Мои земляки принимали Христа с радостью. К сожалению, революция не дала Православию окончательно укрепиться в сознании людей. И вот теперь приходится многое начинать заново. Правда, в последнее время иногда можно услышать, что Православие для якутов — чужая вера, что возрождать нужно «свои», языческие традиции, а христианство оставить для русских, и пусть каждый идет своей дорогой. Мне в этом вот что непонятно: выходит, и русские должны вернуться в свое язычество, которое было до крещения в 988 году, и греки должны снова поклоняться олимпийским богам? Если так рассуждать, иным народам придется вновь начать приносить человеческие жертвы — ведь этого требует «вера отцов». А со Христом что же, останется горстка евреев?.. По-моему, это абсурдно. Господь заповедовал апостолам: «Идите и научите все народы». Поэтому лично я очень переживаю за то, что сейчас происходит. И хочу, чтобы вера укоренялась быстрее. Хотя по своему опыту я знаю: всякий, кто не довольствуется формальной «жизнью в традиции», но ищет Истину — обязательно ее найдет, но на это тоже нужно время.

Валентина Болотнева,
прихожанка храма Новомучеников и Исповедников Российских, г. Алдан


Православная вера в Якутии нужна. Очень. Как только у нас в Алдане построили храм, народ сразу как бы проснулся: стали приходить на службы, читать Писание, жития… И постепенно стала меняться сама жизнь. Очень много молодых сейчас становятся прихожанами. Они венчаются, крестят детей — и уже по-другому начинают друг к другу относиться, между ними всё больше любви...
alt

alt Валентина Чувашлёва,
директор Ленского филиал МАК-Банка


Ленск — небольшой город, мы живем здесь «тесным мирком». Молодежь, от нечего делать, начинает выпивать, кто-то «подсаживается» на наркотики… К этому можно по-разному относиться: закрывать глаза, разводить руками, надеяться, что погуляют — перестанут… Но мы ведь знаем, что не перестанут. Если родители вовремя не одернут, то дело далеко зайдет. А у родителей часто то внимания не хватает, то аргументов. В этом деле главный помощник для нас, как мне кажется, — храм.
Не так давно мы пережили социализм. Мы верили, что у нас есть мощная опора и в трудные минуты нам обеспечена поддержка. Но потом мы оглянулись и увидели, что вокруг — пустота. А ведь мир и человеческая природа не терпят пустоты. Мы и так слишком долго были в забытьи, и если мы не хотим худшего, нужно открыть свои сердца для Христа. Нам пора возвратиться в Православие.
Ирина Дмитриева,
главный редактор православной молодежной газеты «Логос», г. Якутск


Я думаю, что Православие вошло не только в быт, но и в духовное дыхание народов, населяющих Якутию. Так говорят старики. Об этом свидетельствуют и исторические факты. Лично для меня вера — это моя радость, печаль, счастье, забота, надежда, сила, слабость — всё. Отними у меня веру, и что останется? Научная степень, дипломы, корочки союзов, награды в конкурсах — этот хлам, удобрение для тщеславия и гордыни? Я слишком трудно врастала в Православие, приживалась, приживлялась к нему, оживала в нём — через протест, сомнения, претензии, недовольство Богом и Церковью. Может быть, поэтому так дорожу обретённым — смыслом, миром, любовью (пока ещё не своей, во мне любви мало, но мне её много — от Христа, от Его людей). Мне интересны параллели, которые есть в христианизации наших народов. По существу, и русская и якутская литература — это побочный продукт христианской проповеди, миссионерства.
О чём мне из Якутии хотелось бы сказать тем в России, кто пытается Христа «приватизировать». Когда мы стоим в храме, люди разных национальностей, и слышим о том, что Православие — это религия русских, то бывает очень больно. Потому что в Боге нет уже давным-давно ни грека, ни еврея, ни якута, ни русского, ни юкагира, ни француза, ни эвена, ни чукчи, ни англичанина — но все и во всём Христос. Мы в Якутии это особенно остро переживаем. Для нас особая радость чувствовать, что все мы — братья и сестры, родней родных. И пусть большинство из нас не знают якутского языка (не научили), но зато, когда все мы едиными устами и единым сердцем поём: «Айыы Тойон, абыраа!», «Господи, помилуй!», то являем собой один народ — Божий, оставаясь при этом якутами, русскими, юкагирами, украинцами, в общем, самими собой.
Православие помогло мне в большей степени ощутить, что я часть не только русского, но и якутского народа. Так случилось, что четверо из моих крестников, как у нас говорят, «сахаляры». В них течёт и русская, и якутская кровь, а есть ещё черкесская и даже негритянская. И что? Как делить будем? Национализм — это отвратительно. Национализм в Православии — это кощунство. Одна прихожанка возразила мне как-то: «Надо смотреть на вещи шире». А разве можно шире, чем Христос — с Креста?
alt

alt Юрий Михайловский,
старший инспектор 16-й пожарной части МЧС г. Нерюнгри, отец пятерых детей

Без Христа в нашей северной жизни выстоять невозможно. Я, например, прекрасно понимаю: надейся на себя — не надейся, но без Бога детей не поднимешь, не вытянешь, не воспитаешь. Я видел, как живут неверующие многодетные семьи. Им очень тяжело, им не позавидуешь.
У нас тоже многодетная семья, моя супруга очень хотела, чтобы у нас был свой дом, земля, огород, чтобы дети привыкали к земле и могли от своих трудов питаться. Для этого нужно переезжать в среднюю полосу, и мы, в принципе, так и хотели поступить. Но — не вышло… Мы живем здесь в более сложных условиях, но зато вокруг нас — замечательные люди: простые, надежные. Мы все друг за дружку держимся. Но главное — мы держимся за храм.
Бог помогает на многое взглянуть иначе. И когда понимаешь, что главное в жизни — спасение души, сразу приходит осознание: ведь спасаться можно в любом месте, в любом климате. Главное — был бы храм...

Вернуться назад