ИНТЕЛРОС > №9, 2007 > Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов): Дороги, которые дóроги

Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов)
Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов): Дороги, которые дóроги


26 сентября 2007
Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов): Дороги, которые д243;роги В 1993 году по просьбе первого президента Якутии М.Е.Николаева Святейший Синод РПЦ возродил на территории Республики Саха (Якутия) Православную епархию. Ее первым предстоятелем стал епископ Герман (Моралин), нынешний архиепископ Курский и Рыльский. Когда владыка приехал сюда, в епархии было всего три храма: в городах Якутске, Олекминске и Нерюнгри.

Эти приходы были официально открыты еще в 1981 году по просьбе верующих жителей и особому решению ЦК компартии. Три священника, которые тогда здесь служили, были из Иркутской епархии, и с приездом владыки Германа все они пожелали вернуться обратно. Поэтому на какое-то время владыка оказался единственным человеком, облеченным в священный сан, на территории более 3 млн. кв. км. Ему тогда приходилось самому и служить, и крестить, и отпевать. Но, как рассказывал сам владыка, когда он первый раз посетил старенький и внешне убогонький деревянный храм в честь святителя Николая на улице Ушакова, зашел в алтарь и приложился к чуть покосившемуся престолу — он почувствовал сердечную теплоту и успокоился, т. е. предался в руки Божьи. Так было положено начало возрождению Якутско-Ленской епархии.
Сегодня, спустя 14 лет, у нас насчитывается 27 священников, открыто более 50-ти приходов, построено и восстановлено 24 храма. Те первые священники, которых владыка Герман привез с собой из Центральной России, прослужили в Якутии уже более 10 лет. Мы им за это искренне благодарны! Ведь они были первыми и их трудами было положено начало по возрождению как приходов, так и церковной жизни. Однако, учитывая наши экстремальные природные условия и трудности жизни на крайнем Севере, многие из них за эти годы подорвали здоровье и теперь просятся обратно на «большую землю» — туда, где теплее и мягче климат. Их можно понять, и епархия в этом им особо не препятствует. Как считает Святейший патриарх Алексий, «невольник — не богомольник». Поэтому теперь одна из главных наших задач — подготовить новых священников из числа местных жителей. С прошлого года у нас возрождено закрытое еще в 1921 году Якутское духовное училище, и его работа постепенно налаживается. Появились и первые священники из якутян. Мы на них возлагаем большие надежды, ведь эти батюшки уже никуда не уедут — они здесь родились.
Хочется сказать и о том, что пастырское служение у нас — это не только совершение богослужения в храме или молитвенном доме. Территория Якутии разделена на 35 улусов (районов), и каждый из них по своей отдаленности и обширности больше смахивает на отдельную епархию. Поэтому нашим священникам приходится много путешествовать и не только на машинах, но и на самолетах, чтобы посетить отдаленные приходы, где их ждут верующие люди. Но из-за трудностей передвижения на некоторых наших приходах священники бывают не чаще 1-2 раз в год. Поэтому в отдаленных общинах Якутии часто и простые верующие люди становятся для односельчан самыми настоящими православными миссионерами. И это одна из особенностей нашей епархии. Когда-то в каждой семье были верующие бабушки и дедушки, которые воспитывали подрастающее поколение в религиозных и народных традициях. Но сегодня наше старшее поколение зачастую не имеет даже смутных воспоминаний и ничего не знает о прошлой религиозной жизни своего народа. Этим объясняется и общее падение нравственности, и изобилие всевозможных сект в нашем обществе. И все же у каждого народа есть своя историческая память, и мне нередко приходится наблюдать как люди, на каком-то внутреннем, генном уровне, в процессе знакомства с жизнью Православной Церкви, вдруг «вспоминают» свои корни и традиции. Например, рассказывают, как их крестили или как молились их бабушки и дедушки. Показывают свои семейные святыни: иконы и старинные нательные кресты. Наши жители охотно приходят в храм на Пасху, на Рождество, на Троицу и в Николин день, с которого в Якутии начинается лето. Все эти праздники любимы и почитаемы в якутском народе. Сейчас, например, мы возродили добрый обычай купания в реках на Крещение, и, хотя в это время морозы у нас доходят до минус 60 градусов, только в этом году в одном Якутске искупалось более 17 тысяч человек.
Говоря о народном восприятии Православия, хочется привести такой пример. Два года назад скончался очень почитаемый в Якутии человек — Дмитрий Кононович Сивцев (Суорун Омоллоон), народный писатель, посвятивший свою жизнь сохранению наследия якутского народа. Будучи крещен в детстве и прожив долгую жизнь — он родился в 1906 году — Дмитрий Кононович сохранил в своей душе Православие. Его попросили сделать литературную правку перевода Нового Завета, созданного Институтом перевода Библии в Москве, и он вдохнул в этот текст жизнь. В отзывах, которые приходят в Институт, говорится о том, что перевод хороший, понятный, что в нем выражена православная душа якутского народа. Пришло несколько писем и из протестантских общин, которые, как и мы, получили часть тиража Нового Завета: они жалуются, что этот перевод мешает распространению протестантизма в Якутии — читая его, люди возвращаются в православные храмы. Для нас это некое знамение того, что в душах простых якутян хранится генетическая память о Православии как о своей родной религии.
За те три года, которые я здесь служу, я видел очень много случаев, когда люди уже в пожилом возрасте приходили принять Святое Крещение. И было видно, что это решение не поверхностное, оно выстрадано. Мы, может, и лишены информации, и немного оторваны от московской жизни, но якутянина отличает от современного жителя Центральной России внутренняя цельность: входя в церковную ограду, он остается в Церкви навсегда. И таких людей, сознательно пришедших в Церковь, становится с каждым годом все больше и больше. Это и есть та миссия, которой живет наша епархия.
В позапрошлом году я ездил в Нюрбу. Был август–месяц, шли дожди, речки были полноводные, мы добирались довольно долго. Переправились через шесть или семь речек, и вот на границе улуса меня встречает его тогдашний глава Роман Гаврильевич со словами: «Владыка! Как я рад Вас видеть! Последний раз архиерей был у нас 92 года назад». Эти слова навсегда запали мне в душу, потому что они показывают, как люди нас ждут. И неважно, сколько прошло — семьдесят лет или девяносто, неважно, где и как происходят эти встречи человека с Богом и Его Церковью — в красивых храмах, молитвенных домах или в местах лишения свободы, но внутренняя тяга человека к Богу, жажда Слова Божия и желание воцерковиться заставляют нас снова идти в дорогу, навстречу людям.
И самой дорогой наградой за наш труд являются слезы радости и благодарности, которыми нас встречают или провожают люди. Это дорогого стоит.
 

Вернуться назад