ИНТЕЛРОС > №10, 2015 > Смерть свободного человека Игумен Дамаскин (Орловский)
|
*** На допросе в сентябре 1937 года следователь спросил протоиерея Димитрия Розанова: — Следствие имеет фактические данные о вашей контрреволюционной деятельности… 15 февраля 1937 года после окончания службы вы обратились к верующим с проповедью, в которой сказали: «Помолитесь за вашего пастыря Архангельского, помолитесь и за меня, чтобы и меня не постигла его участь». Этот факт вы признаете? — Да, это я признаю. Я говорил в проповеди верующим: «Архангельский, ваш пастырь, больше сюда не вернется, помолитесь за него, помолитесь и за меня». — А вы знали, что Архангельский арестован органами НКВД, как враг народа? — Да, я это знал. — Значит, вы призывали верующих молиться за врага народа, сознательно вызывая в них сочувствие к нему? — Да, это я признаю. — 21 марта 1937 года вы говорили <…> священнослужителям: «В Ново-Васильевском религия советской властью разбита. <…> Для укрепления ее у нас есть много способов: Священное Писание, беседы. Я советую вам не отказываться от церкви…» Признаете вы этот факт? — Это я признаю. Я говорил тогда, что прислан сюда за послушание вопреки своему желанию, так как здесь работать тяжело одному, работы много. <…> Нужен мне второй священник, и я обращался к священнику Васильевскому, чтобы он снова вернулся к священническому служению. — Вы говорили бывшему священнику Васильевскому: «Все обещания устроить тебя на работу ничего не стоят, это обман, вся Сталинская конституция — филькина грамота и обман». Этот факт вы признаете? — Да, это я признаю, все обещания устроить его на работу ничего не стоят… — Вы говорили: «Скоро советская власть сменится, мы приложили к этому немало усилий, и потом опять заживем по-прежнему?» Признаете этот факт? — Нет, этого факта я не признаю. *** Священномученик Димитрий родился в 1890 году в семье Ильи Ивановича Розанова, псаломщика Спасской церкви в селе Ивашкове Волоколамского уезда Московской губернии. В 1907 году он окончил Волоколамское духовное училище, в 1914-м — Вифанскую духовную семинарию и в том же году был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, где в то время настоятельницей была игумения София (Быкова), родная тетка его супруги. Безмятежными были годы служения отца Димитрия в Зосимовой пустыни, пока не наступили гонения на Церковь после прихода к власти большевиков. Первые годы гонений пустынь находилась в состоянии относительного покоя, существуя как сельскохозяйственная коммуна с сохранением монастырского устава. Опытная не только в духовной жизни, но и в хозяйственной, игумения Афанасия (Лепешкина), сменившая игумению Софию, которой к тому времени было около восьмидесяти лет, умело выстраивала отношения с властями — благоразумно и выдержанно, не роняя и не принижая высокий сан настоятельницы. В 1922 году на основании декрета советской власти из монастыря хотели изъять последние церковные ценности. Отцу Димитрию удалось, однако, договориться с властями и отдать вместо святынь предметы из серебра. Гонения в начале 1930-х годов, имевшие целью истребить все признаки монашеской жизни, не обошли и Зосимовой пустыни. Сначала был закрыт монастырь, и монахини и послушницы расселились по окрестным селам и деревням, не желая уходить далеко от стен горячо любимой ими обители, а в мае 1931 года они были арестованы; при аресте их разделили на группы, в одну попала игумения Афанасия, в другую — священник Димитрий Розанов. Отец Димитрий был арестован 28 мая и заключен, как и все насельницы Зосимовой пустыни, в одну из камер при Наро-Фоминском отделении ОГПУ. Допрошенные во время следствия монахини не скрывали, что советскую власть они считают безбожной и молитву за нее почитают грехом, и заявили, что они арестованы только за веру в Бога. Сразу после ареста следователь допросил отца Димитрия. Отвечая на его вопросы, священник сказал, что монахинь Зосимовой пустыни он хорошо знает, он у них бывал, и они у него, разговор между ними касался вопросов частной жизни и воспоминаний о прошлом. Разговоров на антисоветские темы не было. Говорили лишь на темы колхозной жизни и то на основании прочитанного в газетах и того, что говорит народ в транспорте. Что касается антисоветской агитации среди крестьян, то таковой агитации не было, а какое отношение к этим вопросам монахинь монастыря, он не знает. 31 мая следователь на допросе снова спросил о монахинях, на что отец Димитрий ответил: «На политическую тему мне с ними говорить не приходилось; за что их арестовали, мне неизвестно…» Многие крестьяне в 1930–1931 годах отказывались вступать в колхозы, и монахини были обвинены в том, что это происходило из-за их влияния. Ходя по домам крестьян, которые приглашали их посидеть с детьми, или приходя за материалом для шитья и вязания, они вели религиозную проповедь, призывая крестьян посещать церковь и блюсти церковные установления и посты, что и привело, по утверждению сотрудников ОГПУ, к массовому отказу крестьян вступать в колхозы. 16 июля 1931 года тройка ОГПУ приговорила одиннадцать насельниц Зосимовой пустыни к различным срокам заключения и ссылки. Отец Димитрий был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, куда был отправлен с тюремным этапом. Вернувшись из ссылки, отец Димитрий 23 мая 1935 года получил назначение в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в село Федоровское Волоколамского района Московской области. 31 марта 1936 года он был возведен в сан протоиерея. В феврале 1937 года, после ареста священника Евгения Архангельского, служившего в Покровском храме в селе Ново-Васильевском, отец Димитрий был переведен на его место, и здесь его застали новые гонения. Давая характеристику на священника сотрудникам НКВД, председатель сельсовета писал, что тот ведет антисоветскую агитацию, используя церковь как трибуну для антисоветской работы, и проповедует настолько успешно, что верующие даже плачут на его проповедях. Как пример такой проповеди председатель привел слова отца Димитрия о том, что его предшественник находится в тюрьме и, возможно, и ему придется страдать. В августе 1937 года сотрудник НКВД допросил свидетелей; они показали, что отец Димитрий человек опытный и хорошо служит, что в проповеди он призывал молиться за своего предшественника на приходе, священника Архангельского, пострадавшего от большевиков и томящегося в советской тюрьме, просил молиться и о себе, чтобы Господь его защитил и не бросили бы и его в тюрьму, а также призывал прихожан особенно усердно молиться в дни Страстной седмицы. Протоиерей Димитрий был арестован 8 сентября 1937 года и после допросов заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 8 октября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Димитрий Розанов был расстрелян на следующий день, 9 октября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. Фото: отец Димитрий с насельницами Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни. 1920-е гг. Вернуться назад |