ИНТЕЛРОС > №10, 2021 > Время проснуться

Владимир Легойда
Время проснуться


14 октября 2021
Время проснуться: вокруг нас есть люди, которые на нас не похожи
Кадр из фильма «Пробуждение». Режиссер Пенни Маршалл, 1990

Время проснуться: вокруг нас есть люди, которые на нас не похожи

Есть фильм, на который я часто прошу своих студентов написать рецензию. Он вышел более двадцати лет назад, когда нынешние первокурсники еще и не родились. Но язык не повернется назвать его устаревшим. Не только благодаря безусловно талантливой игре Робина Уильямса и Роберта Де Ниро, но и потому что он очень проникновенно говорит о проблеме, которая никуда, к сожалению, не ушла. 

Это «Пробуждение» режиссера Пенни Маршалл. Основная идея фильма в том, что отношение общества, в том числе и врачебного сообщества, к людям, которых иногда оскорбительно называют «овощами», меняется, когда человек, ухаживающий за этими людьми и поневоле выстраивающий с ними какие-то отношения, вдруг осознает: несмотря на то, что они не могут выразить свои чувства, они люди — в полном смысле этого слова.

Это послание в фильме выражено весьма прямолинейно. Там нет каких-то сложных скрытых смыслов. Просто в какой-то момент, когда благодаря новому лекарству больные летаргическим энцефалитом — на время, к сожалению, — приходят в полное сознание, герой понимает, что это не только их пробуждение. Не менее значимое пробуждение случается со здоровыми людьми, их окружающими. В финале, когда больные возвращаются в свое изначальное состояние кататонического ступора и ни на что не реагируют, медсестры и врачи обращаются с ними уже совершенно иначе. Если раньше их просто кормили, поили, мыли и меняли им белье, то теперь с ними разговаривают, общаются — как общались, когда к ним вернулось сознание. 

Можно, конечно, воспринимать «Пробуждение» только как фильм о конкретной проблеме, связанной с отношением общества к людям с серьезным физическим недугом. Но любое произведение искусства состоит из нескольких смысловых пластов. Как учил нас в свое время Юрий Лотман, преступление в жизни — это всего лишь преступление, а на сцене — это исследование преступления. Вот и здесь — исследование ситуации. Автор словно хочет сказать: вокруг нас есть люди, которые на нас не похожи, порой очень сильно. Может быть, они даже кажутся нам не вполне людьми, и мы так к ним и относимся — а это неправильно. И речь не только о тех, кто физически отличается от нас, но и о тех, кто думает, верит, живет не так, как мы. Наши веки крепко сомкнуты, глаза не могут разглядеть в столь непохожих на нас других образ Божий, и оттого мы нередко позволяем себе относиться к ним не как к людям — что в реальном пространстве, что в виртуальном. Сон, в котором мы пребываем, часто напоминает кошмар. Только в отличие от пациентов из фильма наше пробуждение зависит от нашей же воли следовать призыву Того, Кто повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45). Того, Кто говорит своим уснувшим ученикам: бодрствуйте (Мф 26:41). 


Вернуться назад