ИНТЕЛРОС > №11, 2018 > Вопросы мастерам

Вопросы мастерам


26 ноября 2018

 

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

 

Анатолий ВлезькоИдол в переводе с греческого — изображение. Это статуя, истукан, которому поклоняются как божеству. Икона — тоже изображение, на иконах мы видим лики Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых. Значит ли это, что икона — тоже идол? Нет, и этому есть одно главное объяснение.

Для язычника истукан, которому он поклонялся, был как бы живым, физическим воплощением божества. Принести идолу кровавую жертву, поднести угощение в виде каких-то плодов или цветов значило буквально «накормить, задобрить божество». Языческое сознание воспринимало рукотворного идола как визуализированное божество, которое материализовалось в дереве, металле, мраморе или любом другом материале, из которого был сделан истукан.

Икона — явление принципиально другого порядка. Есть очень удачное сравнение, которое помогает понять отличие молитвы перед иконой от идолопоклонства. Икона — это как бы фотография любимого человека. Когда мы смотрим на фото любимого и чувствуем бесконечные любовь и нежность, мы испытываем их не к куску бумаги с цветным отпечатком, а к тому, кто на нем запечатлен. Фотография — лишь подспорье для нас, чтобы пробудить в душе весь спектр чувств к сфотографированным. Так и икона священна не сама по себе, это не истукан, перед которым мы преклоняем колени.

Икона — наш помощник в молитве, напоминание о незримом Боге, который тем не менее всегда рядом с нами. Именно поэтому, кстати, правильно говорить не «я молюсь иконе», а «я молюсь перед иконой», ведь адресат нашей молитвы — не изображение, а Тот или те, кто на ней изображен.


Вернуться назад