Как быть с «личным пространством» для каждого ребенка в обычной малогабаритной квартире? И насколько вообще свое пространство ребенку нужно? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.
Все зависит от возраста ребенка, от его темперамента, его характера и от стиля жизни семьи в целом. Далеко не всякому ребенку-дошкольнику нужна своя «нора». Часто он легко делит пространство с другими детьми и взрослыми, но ему все-таки необходимо собственное пространство для игрушек, для каких-то своих сокровищ. Чтобы те вещи, которые ребенку дороги, были неприкосновенны.
Если говорить очень упрощенно, люди делятся на экстравертов и интровертов. Для экстраверта жизнь — в общении. Интроверты более склонны к тому, чтобы побыть с самими собой, поразмышлять. Для интроверта время в одиночестве — один из главных источников его жизненной энергии. И очень важно, чтобы у такого ребенка было свое пространство, иначе он может стать «проблемным», агрессивным.
Фото Екатерины Соловьевой
Любому ребенку-школьнику нужно отдельное рабочее место, которое бы он не делил с братом или сестрой. Оно может быть приставным, пристяжным, не совсем стандартного размера, главное — собственным, чтобы там поддерживался учебный порядок.
Подростку, так же, как и младшему школьнику, а также детям-интровертам еще более раннего возраста, нужен свой уголок. В идеале, конечно, своя комната. Но ведь такого почти ни у кого нет, если мы говорим о семьях среднего достатка, в которых воспитываются несколько детей. Достаточно второго этажа кровати со шторками, с какими-то импровизированными дверцами. Подойдет также и символическое разделение комнаты на части, где у каждого ребенка есть своя зона, различающаяся, например, по цвету, по какому-то оформлению, которое может быть недорогим.
Иногда люди ставят ширмы или вешают раздвижные шторы, чтобы разделить пространство для детей околоподросткового возраста. Притом объемы личного пространства не обязательно должны быть большими, но достаточными для какого-то количества личных вещей, которые подарили именно этому ребенку, которые принадлежат ему и которыми он имеет право не делиться или делиться по желанию.
С подростком немного сложнее: ему хочется по-своему распоряжаться личным пространством — вешать плакаты, картинки, оформлять согласно собственному вкусу тот кусок территории, который ему достался.
Если у ребенка нет в доме «своего» места, он не будет и квартиру считать своей, а значит, достигнув определенного возраста, будет стремиться как можно реже там бывать.
Очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал себя хозяином того места, где он живет, независимо от того, сколько ему лет: пять, пятнадцать или сорок пять. Хорошее психологическое самочувствие каждого превращается в общую гармоничную обстановку всей семьи.