ИНТЕЛРОС > №12, 2015 > Вопросы мастерам

Вопросы мастерам


22 декабря 2015

Почему иконы пишутся в разных стилях и все ли они каноничны?

 Анатолий Влезько

Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Отвечает  Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

В  разные эпохи в иконописи преобладали определенные стили и направления,  считавшиеся на тот момент современными и понятными. Со временем люди менялись, менялись и вкусы — и иконы менялись соответственно.

Византийский стиль, иконы греческого, афонского или древнерусского письма — все это достаточно узнаваемо.

Современные иконописцы продолжают работать в определенных стилях, дошедших до нас. Бывает, кто-то из наших современников понимает только один стиль и не признает других.
Очень часто говорят так: я хочу написать икону в «каноне», имея в виду некое условное древнерусское или византийское письмо. То есть все, что выполнено на основе такого письма, считается ими «каноничным». А то, что выполнено в реалистичном стиле, в академическом жанре, некоторыми не воспринимается как икона. Это неправильно, потому что все эти стили и жанры признаны Церковью в свое время, они все являются каноничными.

В церковном изобразительном искусстве «канон» — не единственно одобренный Церковью стиль иконописи. Это совокупность норм и правил, характерная для определенной изобразительной традиции. Так что “неканоничность” некоторых церковных изображений основывается в большей степени не на стиле, а на соответствии изображения учению, догматам Церкви, и, конечно же, исторической справедливости.

На заставке — коптская икона. Фото vsehpozdravil.ru

Ктитор: кто это и как его изображают?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

С троительство храма, украшение его росписями, иконами и наполнение всем необходимым для богослужения — облачениями, священными сосудами и книгами — дело непростое и, как правило, дорогостоящее. Как в древности, так и в наши дни, подобные богоугодные дела могли совершать как отдельные, достаточно состоятельные, люди, так и группы людей, например, жители одной деревни, города или даже страны. Так, совсем недавно мы «всем миром» собирали средства на восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Человека, жертвующего деньги на строительство церкви, создание иконы, фрески или на богослужебные книги, называют греческим словом «ктитор» (основатель, строитель) или латинским «донатор» (даритель, вкладчик). В Византии и Древней Руси наряду с императорами и князьями, патриархами, митрополитами и епископами, ктиторами выступали светские и духовные лица более низкого ранга: правители областей и городов, настоятели монастырей. Это известно не только из документов, но и из изобразительной традиции. Сохранились «портреты» ктиторов, представленные на стенах храмов, на полях икон, страницах рукописей и даже на литургических предметах (сосудах, мебели). К самым ранним изображениям ктиторов, например, относятся портреты императорской четы Юстиниана I и Феодоры в мозаиках VI века в алтаре церкви Сан-Витале в Равенне. Рядом с ними — представители духовенства и придворные: епископ Максимиан, византийский полководец Велисарий и его жена. Портреты ктиторов отличаются от других священных образов. Их изображают с дарами в руках (храмом или книгой), которые они передают Христу, Богоматери или святому. Также их представляют молящимися, коленопреклоненными перед храмовой иконой. А некоторых отмечают с помощью прямоугольных или квадратных нимбов, как, например, игумена Логгина и дьякона Иоанна в мозаиках VI века в монастыре св. Екатерины на Синае


Вернуться назад