ИНТЕЛРОС > №12, 2015 > Что читатьЧто читать22 декабря 2015 |
История новогодней ёлкиАлександр Ткаченко. История новогодней ёлки. Художник Галина Зинько Новогодняя ёлка. Откуда пошел обычай привозить ее детям, наряжать, водить вокруг нее хороводы, класть под нее подарки? В предновогодней познавательной книге Александра Ткаченко есть ответы на все эти вопросы. Автор начинает с разговора о том, почему ель считают Деревом Христа, как в Германии она стала обязательной гостьей рождественских праздников, символом Рождества. Он рассказывает, что в XVI веке в германских землях елку было принято подвешивать к потолку верхушкой вниз. И только в Эльзасе ее ставили на стол возле стены и украшали сладостями и фруктами, которые потом расхватывали ребятишки. Много интересного узнает читатель о том, как праздновали Новый Год и Рождество в России петровских времен, и когда появилась у нас настоящая рождественская ель — с игрушками, огоньками и подарками. Конечно, автор не обошел и печальные приключения ёлочки, которую в советское время долго запрещали, и только в 1935 году разрешили встречать с ней Новый Год. Зато теперь главная Ёлка страны устанавливается не где-нибудь, а прямо в Кремле. Митрополит Антоний Сурожский. Биография в свидетельствах современниковМитрополит Антоний Сурожский. Биография в свидетельствах современников. Сост. Е. С. Тугаринов. М.: Никея, 2015. — 336 с.. Митрополит Антоний Сурожский помог найти путь ко Христу людям разных национальностей и сословий, его называют «голосом Православия» и «самым ярким проповедником XX века». Владыка Антоний умер в 2003 году, но записи его бесед по-прежнему открывают многим путь в Церковь. Составитель книги Евгений Тугаринов, регент Успенского кафедрального собора в Лондоне, в предисловии предупреждает читателя: написать что-то новое о владыке Антонии — после всего сказанного им самим и опубликованных ранее воспоминаний — очень трудно. Да, никаких сенсационных подробностей в книге не будет, но она дает возможность почувствовать атмосферу, в которой жил лондонский приход во времена митрополита Антония; понять, что для владыки было особенно важным: тишина, любовь, отсутствие фальши; заметить, насколько слово «владыка» не подходило к этому великому человеку. Практически в каждой главе воспоминаний говорится о его простоте: вот банка с борщом от прихожан под дверью его кельи, старый подрясник, в котором его принимали за церковного служку, сумка-тележка, с которой митрополит идет в лавочку, чтобы купить еду для больных стариков-прихожан. Часто бывает, что в посмертных мемуарах человек, о котором вспоминают, «бронзовеет», но в данном случае мы видим пример обратного: сердечная память авторов сохранила очень живой образ владыки Антония. Книга включает обширное интервью с митрополитом Антонием, взятое Виктором Васильевым в 1999 году, воспоминания митрополита Диоклийского Каллиста (Уэра), сослуживших митрополиту Антонию священников, прихожан Успенского храма в Лондоне. Вернуться назад |