ИНТЕЛРОС > №2, 2015 > «Я НЕ БУДУ ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ» Игумен Дамаскин (Орловский)
|
Cвященномученик Василий Зеленцов (1876-07.02.1922 ) С 9 по 12 августа 1922 года в здании Полтавского музыкального училища шел показательный судебный процесс над священником Василием Зеленцовым. Весь город, казалось, желал присутствовать на этом процессе. Чтобы попасть в зал, надо было прийти задолго до начала заседания и занять место. Большой зал был битком набит людьми, сотни людей собирались во время заседания и перед зданием на площади. Посреди высокой эстрады был поставлен длинный стол, за которым располагались судьи, слева от них за отдельным столом разместился прокурор, справа в стороне был поставлен маленький столик для отца Василия; рядом — небольшой столик защитника, за которым сидел известный в городе и уважаемый всеми юрист. На столике священника были разложены бумаги и лежало Евангелие, которое он читал во время перерыва. Государственным обвинителем был сын некоего священника из Западной Украины по фамилии Бендеровский, имевший высшее юридическое образование; во все время процесса он проклинал, ругался, грозился и требовал самого жесткого приговора для обвиняемого. В качестве свидетеля выступил начальник Полтавского ГПУ латыш Линде; характеризуя свое отношение к отцу Василию, он произнес: «Как служителя культа и как врага советской власти я вас с удовольствием расстрелял бы, но признаюсь, что я уважаю вас как человека убежденного и стойкого…» По окончании судебных заседаний, прежде, чем произнести последнее слово, отец Василий осенил себя крестным знамением и сказал: «Много за эти дни говорили против меня, со многим я не согласен, и многие обвинения я мог бы опровергнуть. Я приготовил большую речь по пунктам, но я сейчас скажу немного. Я уже заявлял вам и еще раз заявляю, что я лоялен к советской власти как к таковой, ибо она, как и всё, послана нам свыше… Но где дело касается веры Христовой, касается храмов Божиих и человеческих душ, там я боролся, борюсь и буду бороться до последнего моего вздоха с предста- вителями этой власти; позорно, грешно было бы мне, воину Христову, носящему этот святой крест на груди, защищать лично себя, в то время как враги ополчились и объявили войну Самому Христу. Я понимаю, что вы делаете мне идейный вызов, и я его принимаю…» Председатель суда сделал попытку прервать речь подсудимого, но отец Василий перебил его и сказал: «Дайте мне докончить, это мое право», — и, обращаясь к судьям, закончил, —
12 августа 1922 года отцу Василию был зачитан приговор. «Для полноты характеристики личности священника Зеленцова, — читал обвинитель, — необходимо указать, что Зеленцов с высшим образованием, хорошо разбирается в происходящих исторических событиях, дает себе полный отчет в своей деятельности… Вся деятельность Зеленцова, на протяжении четырех лет направленная к борь- бе с советской властью, а равно и заявление гражданина Зеленцова, что своих убеждений он не меняет, заставляет Революционный трибунал рассматривать гражданина Зеленцова как определенного, нераскаявшегося контрреволюционера и врага трудящихся масс, а посему Революционный трибунал, руковод- ствуясь интересами республики и революционной совестью, приговорил: гражданина Зеленцова Василия Ивановича — расстрелять». Священник, услышав приговор — «расстрелять», широко перекрестился, благословил присутствовавших и призвал тех, кто ему сочувствовал и для которых этот приговор стал нелепой неожиданностью, успокоиться, смотря на то, насколько он сам радостен и спокоен.
Священномученик Василий родился в 1876 году в селе Зимарово Рязанской губернии в семье священника Иоанна Зеленцова. Окончив в 1900 году Московскую духовную академию, он был назначен помощником инспектора в Красноярскую духовную семинарию. В 1912 году Василий Иванович был назначен на должность окружного миссионера Екатеринославской епархии и преподавателя в Екатеринославской духовной семинарии. Как епархиальный миссионер, он принимал самое активное участие во время богослужений в качестве проповедника. В 1917 году Василий Иванович был избран членом Поместного Собора Российской Православной Церкви. По окончании работы Собора он был послан миссионером в Полтавскую епархию. В 1919 году архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) рукоположил его во священника к Троицкой церкви города Полтавы. Для деятельного противодействия государственному безбожию после прихода в Полтаве к власти большевиков отец Василий организовал при Троицкой церкви Покровское христианское общество молодежи. В 1922 году священник был арестован и приговорен к расстрелу. Адвокат отца Василия подал кассационную жалобу в Верховный трибунал. 20 августа 1922 года Верховный трибунал заменил смертную казнь пятью годами заключения. В 1925 году отец Василий был досрочно осво- божден и вернулся к своей пастве в Полтаву. К тому времени в Полтавской епархии возник лубенский раскол, который возглавил епископ Феофил (Булдовский) при активной поддержке ОГПУ. Отец Василий стал выступать с проповедями и объяснениями, касающимися этого нового движения, и раскол не получил широкого распространения в епархии. В августе 1925 года архиепископ Полтавский Григорий (Лисовский) постриг священника во иеромонаха с оставлением того же имени и возвел в сан архимандрита. 25 августа 1925 года архимандрит Василий был хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. 27 августа 1926 года власти арестовали епископа Василия и отправили в Бутырскую тюрьму в Москву. 24 сентября Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения в концентрационном лагере, обвинив в «дискредитации советской власти», и он был отправлен на Соловки. 29 июля 1927 года вышла декларация митрополита Сергия. Ознакомившись с декларацией, епископ Василий выразил свое несогласие с ее содержанием и направил митрополиту письмо, в котором он, в частности, писал: «Постановление Собора от 15 августа 1918 года содержит в себе отказ Всероссийской Православной Церкви вести впредь церковную политику в нашей стране и, оставив политику частным занятием членов Церкви, дало каждому члену нашей Церкви свободу уклоняться от политической деятельности в том направлении, какое подсказывает ему его православная совесть; причем никто не имеет права принуждать церковными мерами (прямо или косвенно) другого члена Церкви примыкать к чьей-либо политике… Политика же митрополита Сергия и его Синода, как и политика почившего Патриарха Тихона, как и политика Карловацкого Собора, суть только их личные, групповые политики, а не церковные политики и ни для кого не обязательны, и никто не имеет права канонического принуждать церковными мерами кого-либо примыкать к какой-либо из этих политик. Стараниям митрополита Сергия и его Священного Синода добиться от гонящих Всероссийскую Православную Церковь большевиков мирного отношения к ней Церковь не может не сочувствовать, ибо христианам заповедано от Бога: “если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми” (Рим 12:18). Но Христос разрешает Церкви принять от митрополита Сергия и его Священного Синода только такое примирение с гонителями ее, большевиками и их советской властью, которое действительно будет миром Христовым, то есть миром такого содержания и качества, каких требует Христос, сказавши: “Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его” (Мф 6:33), а не земного благополучия и безопасности, ибо всякий иной мир безусловно запрещен Церкви Христом на все веки и вечность…» 22 октября 1928 года епископ Василий был освобожден из Соловецкого лагеря и выслан на три года в Сибирь; он поселился в деревне Пьяново Братского района Иркутского округа. 1 декабря 1929 года последовало очередное распоряжение ОГПУ о его аресте. Деревня была расположена в глухом месте, и только 9 декабря сотрудники ОГПУ добрались до нее, чтобы произвести обыск и арестовать епископа. В январе 1930 года он был отправлен в ОГПУ в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. 3 февраля Коллегия ОГПУ, спустя восемь лет после первого приговора, приговорила его к расстрелу. Епископ Прилукский Василий был расстрелян 7 февраля 1930 года и погребен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве Вернуться назад |