ИНТЕЛРОС > №2, 2018 > Что читать

Что читать


27 февраля 2018

 

Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании

М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2017. — 284 с.

 

Когда в 1918-м Дивеевский монастырь был вынужден зарегистрироваться как кооперативное товарищество, часть монахинь его покинула. Оставшиеся продолжали нести послушание, несмотря на давление властей. В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт окончательно, и несколько монахинь во главе с игуменьей Александрой (Траковской) оказались в Муроме. Так началось «Муромское Дивеево». Монахини спасли от экспроприации дивеевские святыни: икону «Умиление» и личные вещи преподобного Серафима Саровского. Они стали центром и стержнем тайной монашеской жизни. Кем бы ни работали в миру дивеевские монахини: счетоводом, медсестрой, кружководом, переводчицей, какие бы испытания им ни пришлось пережить (аресты, тюрьмы, лагеря), они «горе спрятали куда-то совсем глубоко-глубоко и жили по-прежнему. По-прежнему строго исполнялся монастырский устав и правило, полностью пели и вычитывали дневную службу; молились за живых и умерших, совершали келейное правило и вопреки всему верили, что вернутся». И, по свидетельствам современников, никогда «не жаловались на гонения и не вспоминали палачей с ненавистью».

Эта книга одновременно и повесть, как определил ее жанр автор, протоиерей Павел Хондзинский, наполнив текст короткими, но эмоционально окрашенными личными замечаниями. Это и документально-историческое исследование, в котором первая часть посвящена судьбе Дивеевского монастыря, а во второй собраны документы: письма дивеевских монахинь, протоколы следственных дел, стенограммы допросов, которым подвергали послушниц и священников… В книге отражен скорбный и светлый путь не только дивеевских изгнанниц, но и многих иерархов, монахов и простых мирян, связанных с Дивеевской обителью и сохранивших веру в страшных обстоятельствах. Это и Патриарх Тихон, и владыки Серафим (Звездинский), Зиновий (Дроздов), Серафим (Чичагов) (дочь которого, кстати, была среди дивеевских монахинь и скончалась в начале 1960-х в муромском изгнании), Патриарх Пимен, который в 1940-е годы служил в Муроме, совершал тайные постриги и всегда поддерживал дивеевских монахинь…

Много удивительных, почти чудесных историй в этой книге, легенд, преданий и документальных свидетельств… Последние дивеевские монахини отошли ко Господу в начале 1990-х годов. Их запомнили как кротких, терпеливых, любящих и преданных людям, помогающих всем страж­дущим. Сохранивших тот самый «дух мирен», о котором говорил покровитель обители преподобный Серафим.

 

 

Книга для тех, кто хочет избавиться от давления и напряжения в семье

«Она сама меня довела», «я просто выпил лишнего»… Такими фразами мужчины обычно оправдывают физическое насилие по отношению к своим женам и подругам. Но только ли физическим оно бывает? Из книги Светланы Морозовой «Немые слезы» читатель узнает, что можно стать жертвой и эмоционального или экономического насилия.

 

Книга поможет распознать человека, склонного к насилию, на ранней стадии знакомства или определить, что женщина уже стала жертвой тирана. Отдельная глава посвящена разбору признаков, по которым еще на первом свидании можно услышать тревожные «звоночки». Но если отношения уже зашли далеко и заключен брак? Если выясняется, что для мужа в порядке вещей высмеивать жену в присутствии родных и знакомых, внушать ей, что она глупое, ограниченное существо, допускать женоненавистнические высказывания, контролировать круг ее общения и даже внешний вид? На эти вопросы в книге тоже найдутся ответы.

Читатель узнает, что делать женщине в сложной ситуации, от кого ждать помощи, а чьих советов категорически не стоит слушать. Да, «житейской мудрости» в этой книге также посвящена отдельная глава. Книга предназначена не только для женщин. Ее будет полезно прочитать и мужчинам: тем, чьи дочери, сестры или знакомые уже страдают или, возможно, могут пострадать. В конце книги даны сведения о кризисном центре «Сестры», в который могут обратиться люди, переживающие насилие.

 

 

Жизнь и судьба игумена Серафима (Кузнецова)

М.: Индрик, 2017. — 352 с., ил.

 

Автор этой книги, российский дипломат Петр Владимирович Стегний, с 2007 по 2011 годы был послом в Израиле. А еще он доктор исторических наук, писатель. Новая его книга — это одновременно и серьезный научный труд, основанный на изучении первоисточников, и увлекательная человеческая история — история подвига.
Подвиг этот совершил игумен Серафим (Кузнецов) (1875–1959). 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи, большевики зверски убили великую княгиню Елизавету Федоровну, ее келейницу инокиню Варвару Яковлеву и еще шестерых близких им человек.

Когда белые вытеснили красных из Екатеринбурга и Алапаевска, тела казненных были извлечены из шахты, куда их живыми сбросили убийцы, отпеты и погребены. Однако к июлю 1919 года стало ясно, что наступление красных не сдержать, и тогда А. В. Колчак распорядился перевезти гробы с телами мучеников на станцию Ишим, где на тот момент была его ставка.

Вышло, однако, так, что единственным человеком, кто смог за это взяться, оказался игумен Серафим (Кузнецов). И началась многолетняя рискованная эпопея по спасению тел новомучеников. Из Ишима их затем пришлось везти в Читу, из Читы — в Китай, и уже в 1921 году из Китая — на Святую Землю, где они и были погребены в храме Марии Магдалины на Елеон­ской горе. И с 1919 года до своей кончины в 1959 году мощи сопровождал отец Серафим, ежедневно совершая по ним панихиду, — это стало делом его жизни.

 

 

Десмонд Сьюард. История военно-монашеских орденов от возникновения до XVIII века

М.: Центрполиграф, 2016. — 320 с.

 

В мировой истории есть периоды, про которые всем все известно. Массовая культура снабжает нас визуальным рядом на все случаи жизни, на поверку же эти образы имеют мало общего с действительностью.

Орденам монахов-воинов в этом отношении особенно «повезло». Каждый может представить сурового воина в латах, побеждающего арабов с кличем «Deus Vult» — и только. Этот образ-пустышка может наполняться любым содержанием — вплоть до упрека в сторону современной Церкви, которая якобы должна нести ответственность за преступления — мнимые или действительные — крестоносцев из голливудских блокбастеров.

Заслуга представленной книги в том, что она наполняет «монахов войны» вещественностью: в книге описана не только история орденов от начала Крестовых походов до их упадка, но и быт монахов, социальная и политическая роль, которую ордена играли вне войны.

На примере орденов хорошо видны механизмы взаимодействия Церкви с социумом, наглядно демонстрирующие, что Церковь не существует в вакууме, а так же, как другие культурные институты, участ­вовала в политических, экономических, культурных процессах.

Есть у книги и минус — неполнота контекста. Будучи подробным в описании собственно рыцарских орденов, автор нечасто поясняет те культурные реалии, внутри которых ордена существовали.
«Монахов войны» смело можно рекомендовать всем интересующимся историей европейского Средневековья и западной Церкви.


Вернуться назад