Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2013

Анна Рауткина
Ты можешь хоть немного помолчать?!

Что делать, если ребенок перебивает взрослых

Ребенок-дошкольник то и дело вмешивается в беседы взрослых, перебивает, не дает разговаривать. Что делать? Отвечает Анна Рауткина, психолог-консультант Московской службы психологической помощи населению города Москвы.

Одна из причин такого поведения ребенка в том, что ему не хватает внимания значимого взрослого. Даже если мама целый день проводит дома, как ей кажется, с ребенком, это не всегда значит, что ему хватает ее внимания. Обычные домашние дела, приготовление пищи — это время, которое мама уделяет быту, а не самому ребенку.

 

Поэтому прежде всего родителю следует понять, насколько необходима в данный момент та или иная беседа? Действительно ли другой взрослый сейчас важнее, чем ребенок?

Ведь бывают такие периоды, когда ребенку хочется побыть одному — поиграть, посмотреть мультфильм. Тогда у мамы и появится возможность заняться своими делами.

Если родителю все же предстоит важный разговор, то об этом следует предупредить ребенка, например, такими словами: «Я жду важного звонка по телефону и прошу тебя дать мне на это 10 минут. А ты, пока я буду говорить, нарисуй мне сказочный мир». Можно дать ребенку занятие, которое будет ему интересно.

Также следует предупредить своего собеседника, что рядом с вами сейчас ребенок, и он может отвлечь вас от разговора. Не надо забывать, что возможны ситуации, когда ребенку будет необходимо обратиться за помощью во время вашего общения с кем-то. Поэтому не следует давать строгие запреты, например такие: «Если ты будешь меня отвлекать от разговора, я тебя накажу», ребенок может испугаться и — не сказать вовремя о том, что он, например, поранил руку.

Стоит объяснять ребенку причинно-следственную связь между просьбами и запретами. Например: «Сейчас мне нужно поговорить с твоим врачом, он расскажет, что сделать, чтобы ты быстрее поправился».

Внимание, которое так требуется ребенку, мы можем дать не только ответами на его вопросы, но и взглядом, и жестом. Обнять ребенка, поцеловать, взять на руки, прижать  — этого может оказаться достаточно, чтобы малыш почувствовал ваше участие и внимание.

Вечером, когда возвращается с работы папа, могут возникать похожие проблемы — ведь ребенок не видел его весь день и соскучился. Здесь полезно будет ввести правила, ритуалы и приучать к ним малыша. Например, папа приходит с работы, ребенок дает ему время переодеться, а потом папа уделяет ему пять-десять минут перед ужином. А уже за общим столом у каждого члена семьи, в том числе и у ребенка, есть право рассказать, как прошел этот день, и поделиться своими впечатлениями.

Не стоит ожидать, что ребенок вдруг резко повзрослеет и перестанет перебивать. Обучение правильному общению и вежливости происходит постепенно. Правила поведения следует объяснять. Например, говорить: «Есть время, когда мы выслушиваем тебя, и есть время, когда ты должен слушать других». При этом очень важно действительно слушать ребенка, сосредоточившись именно на нем, повернувшись в его сторону, глядя ему в глаза.

Ребенок вмешивается в разговор не просто так. Скорее всего, это «наученное поведение», то есть так уже было — ребенок нас перебивал, мы реагировали на это, как бы «санкционируя» такое поведение. Не всегда и не на все вопросы нужно отвечать — по ситуации некоторые можно и проигнорировать.
Для закрепления «хорошего» поведения важно хвалить ребенка. Если он  сидел смирно, ждал окончания разговора, не перебил вас, то поблагодарите его за это: «Спасибо, ты так тихо вел себя. Для меня этот разговор был важен, и я признательна, что ты мне не мешал».

Для приемного или усыновленного ребенка действенны те же рекомендации, что и в ситуации с кровными детьми, — кроме одной. Мы иногда можем проигнорировать просьбу или пожелание кровного ребенка, с приемным поступать так нельзя, поскольку таким образом мы усугубляем психологическую травму, уже нанесенную ему бросившими его кровными родителями. Взяв приемного ребенка в семью, мы должны отдавать себе отчет, что он будет требовать от нас особого внимания, еще больше терпения и постоянного подтверждения, что мы его любим.



Другие статьи автора: Рауткина Анна

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба