Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2013
Ребенок-дошкольник то и дело вмешивается в беседы взрослых, перебивает, не дает разговаривать. Что делать? Отвечает Анна Рауткина, психолог-консультант Московской службы психологической помощи населению города Москвы.
Одна из причин такого поведения ребенка в том, что ему не хватает внимания значимого взрослого. Даже если мама целый день проводит дома, как ей кажется, с ребенком, это не всегда значит, что ему хватает ее внимания. Обычные домашние дела, приготовление пищи — это время, которое мама уделяет быту, а не самому ребенку.
Поэтому прежде всего родителю следует понять, насколько необходима в данный момент та или иная беседа? Действительно ли другой взрослый сейчас важнее, чем ребенок?
Ведь бывают такие периоды, когда ребенку хочется побыть одному — поиграть, посмотреть мультфильм. Тогда у мамы и появится возможность заняться своими делами.
Если родителю все же предстоит важный разговор, то об этом следует предупредить ребенка, например, такими словами: «Я жду важного звонка по телефону и прошу тебя дать мне на это 10 минут. А ты, пока я буду говорить, нарисуй мне сказочный мир». Можно дать ребенку занятие, которое будет ему интересно.
Также следует предупредить своего собеседника, что рядом с вами сейчас ребенок, и он может отвлечь вас от разговора. Не надо забывать, что возможны ситуации, когда ребенку будет необходимо обратиться за помощью во время вашего общения с кем-то. Поэтому не следует давать строгие запреты, например такие: «Если ты будешь меня отвлекать от разговора, я тебя накажу», ребенок может испугаться и — не сказать вовремя о том, что он, например, поранил руку.
Стоит объяснять ребенку причинно-следственную связь между просьбами и запретами. Например: «Сейчас мне нужно поговорить с твоим врачом, он расскажет, что сделать, чтобы ты быстрее поправился».
Внимание, которое так требуется ребенку, мы можем дать не только ответами на его вопросы, но и взглядом, и жестом. Обнять ребенка, поцеловать, взять на руки, прижать — этого может оказаться достаточно, чтобы малыш почувствовал ваше участие и внимание.
Вечером, когда возвращается с работы папа, могут возникать похожие проблемы — ведь ребенок не видел его весь день и соскучился. Здесь полезно будет ввести правила, ритуалы и приучать к ним малыша. Например, папа приходит с работы, ребенок дает ему время переодеться, а потом папа уделяет ему пять-десять минут перед ужином. А уже за общим столом у каждого члена семьи, в том числе и у ребенка, есть право рассказать, как прошел этот день, и поделиться своими впечатлениями.
Не стоит ожидать, что ребенок вдруг резко повзрослеет и перестанет перебивать. Обучение правильному общению и вежливости происходит постепенно. Правила поведения следует объяснять. Например, говорить: «Есть время, когда мы выслушиваем тебя, и есть время, когда ты должен слушать других». При этом очень важно действительно слушать ребенка, сосредоточившись именно на нем, повернувшись в его сторону, глядя ему в глаза.
Ребенок вмешивается в разговор не просто так. Скорее всего, это «наученное поведение», то есть так уже было — ребенок нас перебивал, мы реагировали на это, как бы «санкционируя» такое поведение. Не всегда и не на все вопросы нужно отвечать — по ситуации некоторые можно и проигнорировать.
Для закрепления «хорошего» поведения важно хвалить ребенка. Если он сидел смирно, ждал окончания разговора, не перебил вас, то поблагодарите его за это: «Спасибо, ты так тихо вел себя. Для меня этот разговор был важен, и я признательна, что ты мне не мешал».
Для приемного или усыновленного ребенка действенны те же рекомендации, что и в ситуации с кровными детьми, — кроме одной. Мы иногда можем проигнорировать просьбу или пожелание кровного ребенка, с приемным поступать так нельзя, поскольку таким образом мы усугубляем психологическую травму, уже нанесенную ему бросившими его кровными родителями. Взяв приемного ребенка в семью, мы должны отдавать себе отчет, что он будет требовать от нас особого внимания, еще больше терпения и постоянного подтверждения, что мы его любим.