ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Детская литература: где найти?

Юрий Нечипоренко
Детская литература: где найти?


28 марта 2013

Размышления у разбитого сосуда

 

С 22 по 31 марта в России проходит ежегодная Неделя детской книги — это встречи с писателями, художниками, издателями. Ее цель — привлечь внимание общества к проблемам детской литературы. Для «Фомы» тема детского чтения всегда была и остается значимой — еще и потому, что мы издаем книжную серию «Настя и Никита». В этом номере мы публикуем статью известного писателя, издателя и критика Юрия Нечипоренко, в которой он дает общую картину того, что происходит сейчас в отечественной детской литературе.

 

 

 

 

За последние годы у нас издана куча книг для детей. Этому способствует ситуация в обществе и на рынке. Во-первых, в прошедшем году в России впервые за двадцать лет рождаемость превысила смертность, что говорит о настроении народа: от задач выживания и карьеры многие повернулись к семье, к детям — а там, где дети, там личностное развитие, там и чтение… Во-вторых, на фоне общего падения продаж книг именно с детскими книжками дела идут сравнительно неплохо: десятки небольших новых издательств активно стали искать авторов, издавать самые разные книги — хотя бы и малыми тиражами.

 

Если сравнить ситуацию с положением дел лет двадцать назад, то нельзя не отметить позитивные сдвиги: тогда прекрасный писатель Юрий Коваль с трудом находил возможность издать свои книги и никак не мог издать сборник рассказов талантливых молодых писателей из своего семинара. Сейчас же многие из этих авторов уже выпустили по десятку книг. Так получилось, что в литературу вошли за последние годы сразу и новые авторы, и те, кто писал десять, двадцать лет назад — и возник своеобразный «кумулятивный эффект».

 

Однако разобраться в этой куче книг становится все сложнее: долгие годы молчания одаренных писателей, которым сейчас за сорок и пятьдесят, привели к тому, что их почти никто не знает, традиции детской литературы оказались надломленными, в смутные годы взошли новые «звезды» и прилавки оказались заваленными макулатурой… В детской литературе не хватает толковой критики, нет координирующего органа, которым служил раньше журнал «Детская литература», общая картина оказывается разломана, разбита на множество кусочков. Эту литературу можно сравнить с разбитым сосудом, на каждом фрагменте которого есть своя картинка, но в целом они не очень складываются… Попытаемся описать здесь отдельные кусочки этого сосуда, попробуем сложить кое-что вместе из красочных черепков.

 

Триумф серийности

 

Серийность — не только рыночная хитрость, попытка издателя сделать популярный бренд, но и один из способов приложить книжки, как кусочки сосуда, друг к другу. На конкурсе «Книга года» ММКЯ-2012 в финал вышли не отдельные книги, а три серии: «Древний Новгород» (издательство «Пешком в историю»), «Шедевры книжной иллюстрации — детям» («РИПОЛ классик») и «Для тех, кому за 10» («Живая и умная книга») (ЖУК). Заметим, что две первых серии являются «прикладными» — и лишь в третьей представлены прозаики, для которых главным является художественность (недаром же ряд авторов этой серии, начиная с Александра Дорофеева, — ученики Юрия Коваля). Концепция этой серии связана с семейным чтением, передачей драгоценных историй-воспоминаний, которые есть в каждой семье. Эта серия примыкает к дюжине книг «Для взрослых и детей», которые вышли недавно в издательстве «Арт Хаус Медиа» (АХМ): здесь примерно тот же круг авторов (члены клуба писателей «Черная курица»). Книги эти обращены к личности подростков, содержат они, как правило, глубоко личные же и порой непростые истории, которые рассказывают о своем детстве талантливые писатели (отметим «Честные истории» Ксении Драгунской, «Березовый сок» Александра Торопцева, «Коржиков» Сергея Георгиева, «Чужие ребята» Бориса Минаева). Заметим, что акцент на проблемах становления личности подростков ставит и издательский центр «Нарния», но делает это совсем по-другому. Здесь выходит серия «Тропа Пилигрима», книги эти переводные, и они не составляют конкуренцию книгам ЖУКа и АХМ.

 

Детская литература дает большие возможности для сотрудничества малым издательствам, здесь каждый может найти свою нишу: переводные книги обеспечивают «горизонтальные» связи, адаптацию ребенка в современном мире, отечественные — «вертикальные», межпоколенческие связи. Так как ассортимент таких издательств обычно невелик, они подчас обмениваются книгами, чтобы его расширить. Здесь наблюдается скорее не конкуренция, а взаимное дополнение. Рекордсменом по серийности следует признать издательский дом «Фома» — в серии «Настя и Никита» выходит добрый десяток интереснейших подсерий! И если первое время «Фома» мало издавал известных авторов, то теперь в круг его авторов входят славные имена (а иллюстрации в «Фоме» всегда были на высоте). «Фома» работает с младшим школьным возрастом, и в этом смысле никак не составляет конкуренцию ЖУКу и «Нарнии».

 

В последние годы целый ряд интереснейших серий выпускает издательство «Самокат». Здесь и «Родная речь», в которой вышло уже шесть книг, одна другой лучше (следует отметить изумительную книгу Валерия Попова «Все мы не красавцы») и новая серия «Как это было», где рассказывается о войне, и вышла уже первая книга — «Он упал на траву» Виктора Драгунского… Любопытную серию «Вот это книга» выпускает издательство «Розовый жираф». Книги это всё чудесные — но мало кто знает о них на фоне того, что большие издательства продавливают большими тиражами через свои сети порой откровенную макулатуру.

 

Сложение черепков

 

Завалы массового производства, среди которых попадаются изредка яркие книжки-черепки, осколки настоящей поэзии и прозы, — проблема детской литературы. Эта ситуация не нравится очень многим: читателям, библиотекарям, писателям и издателям. Родители стали активно искать книги для детей, в сети Интернет самоорганизуются энтузиасты:  ряд сообществ, в которых работает «сарафанное радио», — цепочки рекомендаций и предпочтений. Чтение книг — глубоко личный, порой даже интимный процесс, и не всякий готов в наш век рекламы поверить на слово незнакомым критикам.
Однако и здесь зарабатываются авторитеты, возникают сайты, на которых более или менее беспристрастно выбирают лучшие книги месяца. Самым профессиональным сайтом рекомендаций является «Библиогид» (bibliogid.ru), который действует при Российской государственной детской библиотеке. Здесь порой издатели могут встретить нелицеприятные отзывы о своих книгах, здесь же собраны персоналии почти всех детских писателей.

 

Толковые рекомендации дают журналы «Библиотека в школе» и «Читайка», искусству оформления книг посвящен журнал «Художник и писатель в детской книге», недавно появился журнал «Переплёт», которые собрал вокруг себя ряд молодых авторов.

 

Однако в целом «сосуд» остается разбитым — потому как отдельные чудесные книги на лотках провинциальных магазинов часто тонут в тоннах безликого мусора… В Москве проходит ряд книжных фестивалей и ярмарок, где малые издательства могут встретиться с читателями (Ярмарка интеллектуальной литературы Non-fiction, «Буфест»), а уже до провинции они, за редким исключением, не добираются.

 

Вот так возникает парадокс: авторы у нас есть очень хорошие, книги тоже издаются прекрасные, но тонут они среди безликой и безвкусной продукции — и выуживать их в куче битых черепков бывает нелегко. Здесь-то и помогают серии и рекомендации дружеских издательств: полюбив «Настю и Никиту», ребята и их родители могу перейти дальше, в следующую возрастную группу — к ЖУКу и «Самокату»…

 

Фото Анны Гальпериной


Вернуться назад