ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Детская литература: где найти? Юрий Нечипоренко
|
Размышления у разбитого сосуда
С 22 по 31 марта в России проходит ежегодная Неделя детской книги — это встречи с писателями, художниками, издателями. Ее цель — привлечь внимание общества к проблемам детской литературы. Для «Фомы» тема детского чтения всегда была и остается значимой — еще и потому, что мы издаем книжную серию «Настя и Никита». В этом номере мы публикуем статью известного писателя, издателя и критика Юрия Нечипоренко, в которой он дает общую картину того, что происходит сейчас в отечественной детской литературе.
За последние годы у нас издана куча книг для детей. Этому способствует ситуация в обществе и на рынке. Во-первых, в прошедшем году в России впервые за двадцать лет рождаемость превысила смертность, что говорит о настроении народа: от задач выживания и карьеры многие повернулись к семье, к детям — а там, где дети, там личностное развитие, там и чтение… Во-вторых, на фоне общего падения продаж книг именно с детскими книжками дела идут сравнительно неплохо: десятки небольших новых издательств активно стали искать авторов, издавать самые разные книги — хотя бы и малыми тиражами.
Если сравнить ситуацию с положением дел лет двадцать назад, то нельзя не отметить позитивные сдвиги: тогда прекрасный писатель Юрий Коваль с трудом находил возможность издать свои книги и никак не мог издать сборник рассказов талантливых молодых писателей из своего семинара. Сейчас же многие из этих авторов уже выпустили по десятку книг. Так получилось, что в литературу вошли за последние годы сразу и новые авторы, и те, кто писал десять, двадцать лет назад — и возник своеобразный «кумулятивный эффект».
Однако разобраться в этой куче книг становится все сложнее: долгие годы молчания одаренных писателей, которым сейчас за сорок и пятьдесят, привели к тому, что их почти никто не знает, традиции детской литературы оказались надломленными, в смутные годы взошли новые «звезды» и прилавки оказались заваленными макулатурой… В детской литературе не хватает толковой критики, нет координирующего органа, которым служил раньше журнал «Детская литература», общая картина оказывается разломана, разбита на множество кусочков. Эту литературу можно сравнить с разбитым сосудом, на каждом фрагменте которого есть своя картинка, но в целом они не очень складываются… Попытаемся описать здесь отдельные кусочки этого сосуда, попробуем сложить кое-что вместе из красочных черепков.
Триумф серийности
Серийность — не только рыночная хитрость, попытка издателя сделать популярный бренд, но и один из способов приложить книжки, как кусочки сосуда, друг к другу. На конкурсе «Книга года» ММКЯ-2012 в финал вышли не отдельные книги, а три серии: «Древний Новгород» (издательство «Пешком в историю»), «Шедевры книжной иллюстрации — детям» («РИПОЛ классик») и «Для тех, кому за 10» («Живая и умная книга») (ЖУК). Заметим, что две первых серии являются «прикладными» — и лишь в третьей представлены прозаики, для которых главным является художественность (недаром же ряд авторов этой серии, начиная с Александра Дорофеева, — ученики Юрия Коваля). Концепция этой серии связана с семейным чтением, передачей драгоценных историй-воспоминаний, которые есть в каждой семье. Эта серия примыкает к дюжине книг «Для взрослых и детей», которые вышли недавно в издательстве «Арт Хаус Медиа» (АХМ): здесь примерно тот же круг авторов (члены клуба писателей «Черная курица»). Книги эти обращены к личности подростков, содержат они, как правило, глубоко личные же и порой непростые истории, которые рассказывают о своем детстве талантливые писатели (отметим «Честные истории» Ксении Драгунской, «Березовый сок» Александра Торопцева, «Коржиков» Сергея Георгиева, «Чужие ребята» Бориса Минаева). Заметим, что акцент на проблемах становления личности подростков ставит и издательский центр «Нарния», но делает это совсем по-другому. Здесь выходит серия «Тропа Пилигрима», книги эти переводные, и они не составляют конкуренцию книгам ЖУКа и АХМ.
Детская литература дает большие возможности для сотрудничества малым издательствам, здесь каждый может найти свою нишу: переводные книги обеспечивают «горизонтальные» связи, адаптацию ребенка в современном мире, отечественные — «вертикальные», межпоколенческие связи. Так как ассортимент таких издательств обычно невелик, они подчас обмениваются книгами, чтобы его расширить. Здесь наблюдается скорее не конкуренция, а взаимное дополнение. Рекордсменом по серийности следует признать издательский дом «Фома» — в серии «Настя и Никита» выходит добрый десяток интереснейших подсерий! И если первое время «Фома» мало издавал известных авторов, то теперь в круг его авторов входят славные имена (а иллюстрации в «Фоме» всегда были на высоте). «Фома» работает с младшим школьным возрастом, и в этом смысле никак не составляет конкуренцию ЖУКу и «Нарнии».
В последние годы целый ряд интереснейших серий выпускает издательство «Самокат». Здесь и «Родная речь», в которой вышло уже шесть книг, одна другой лучше (следует отметить изумительную книгу Валерия Попова «Все мы не красавцы») и новая серия «Как это было», где рассказывается о войне, и вышла уже первая книга — «Он упал на траву» Виктора Драгунского… Любопытную серию «Вот это книга» выпускает издательство «Розовый жираф». Книги это всё чудесные — но мало кто знает о них на фоне того, что большие издательства продавливают большими тиражами через свои сети порой откровенную макулатуру.
Сложение черепков
Завалы массового производства, среди которых попадаются изредка яркие книжки-черепки, осколки настоящей поэзии и прозы, — проблема детской литературы. Эта ситуация не нравится очень многим: читателям, библиотекарям, писателям и издателям. Родители стали активно искать книги для детей, в сети Интернет самоорганизуются энтузиасты: ряд сообществ, в которых работает «сарафанное радио», — цепочки рекомендаций и предпочтений. Чтение книг — глубоко личный, порой даже интимный процесс, и не всякий готов в наш век рекламы поверить на слово незнакомым критикам.
Толковые рекомендации дают журналы «Библиотека в школе» и «Читайка», искусству оформления книг посвящен журнал «Художник и писатель в детской книге», недавно появился журнал «Переплёт», которые собрал вокруг себя ряд молодых авторов.
Однако в целом «сосуд» остается разбитым — потому как отдельные чудесные книги на лотках провинциальных магазинов часто тонут в тоннах безликого мусора… В Москве проходит ряд книжных фестивалей и ярмарок, где малые издательства могут встретиться с читателями (Ярмарка интеллектуальной литературы Non-fiction, «Буфест»), а уже до провинции они, за редким исключением, не добираются.
Вот так возникает парадокс: авторы у нас есть очень хорошие, книги тоже издаются прекрасные, но тонут они среди безликой и безвкусной продукции — и выуживать их в куче битых черепков бывает нелегко. Здесь-то и помогают серии и рекомендации дружеских издательств: полюбив «Настю и Никиту», ребята и их родители могу перейти дальше, в следующую возрастную группу — к ЖУКу и «Самокату»…
Фото Анны Гальпериной Вернуться назад |