ИНТЕЛРОС > №3, 2015 > ПОЧЕМУ ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИР ЛЕГОЙДА
|
Потому что, если не любил «Вы просто его не любите! Вот и подмечаете всякие “недостатки”. На самом деле — сущие мелочи. А Вы его полюбите!» Так много лет назад ответила мне знакомая на мое совершенно неофитское возмущение «неправильным поведением» священника. Сейчас и смешно, и грустно вспоминать, что причиной моего «праведного гнева» было то, что батюшка — игумен монастыря — встретив меня, радовался, шутил и — о, ужас! — смеялся, а не ходил все время молча, опустив глаза долу. Таковы были мои представления о «подлинном монашестве» после трех прочитанных книг по аскетике и при отсутствии опыта жизни в Церкви. Любовь долготерпит, поэтому отец игумен не замечал моих «духовных терзаний», но, видимо, знал обо мне что-то более важное. И поэтому, когда на первой исповеди он заплакал вместе со мной, я… В общем, права была моя знакомая. И сегодня, когда батюшки уже нет с нами, я вижу, скольким ему обязан, и знаю, что именно благодаря ему понял: евангельское «Бог есть Любовь» — это не просто красивая фраза, а основа жизни. Очень часто (не всегда) наше возмущение неправильным в Церкви связано исключительно или по преимуществу с нами. Ровно по апостолу Павлу, только наоборот: мы нетерпимы, немилосердны, завистливы, превозносимся над другими, гордимся, бесчинствуем, ищем своей выгоды и победы своей точки зрения, раздражаемся, видим во всем и всех зло, радуемся неправде, грустим от истины, ничему не верим, не надеемся и не терпим (см. 1 Кор 13:4–8). Мы не любим. Поэтому видим все в ином свете. Вполне понятно, в каком и чьем. Эта же нестыковка обнаруживает себя и тогда, когда мы спрашиваем, зачем идти в храм. Ведь вопрос звучит так, будто речь идет о спортклубе, университете или о партии. Все это внешние по отношению к человеку объекты, которые могут как пригодиться, так и не пригодиться в жизни. Если Церковь и можно с чем-то сравнить, то скорее с больницей. В клуб мы можем пойти или не пойти, но обратиться к врачу, когда что-то болит, — потребность совершенно другого уровня. Невозможен альтернативный ряд: куда лучше направиться — в храм, в спортклуб, в партию или на танцы. Речь идет о принципиально ином выборе. Это не выбор: делать или не делать. Это выбор: быть или не быть. Человек приходит в Церковь, чтобы научиться любить. Любовь не просто «влияет на…», но весь твой мир делает другим. И самые разные вещи — от курса доллара до ссоры с родителями — будут восприниматься по-иному. Для христиан отсутствие связи с Богом — не жизнь. Жизнь — это пребывание с Богом, когда человеку открывается величайший из всех смыслов — полнота существования. В любви. Вернуться назад |