ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Как справиться с «привычными» грехами?Как справиться с «привычными» грехами?13 марта 2016 |
Организовать себяОтвечает иерей Павел ОстровскийНа вопрос читателя Как спастись заядлому грешнику? отвечает иерей Павел Островский, настоятель Никольского храма в Павшинской пойме Как нам бороться с нашими привычными грехами? Прежде всего, нужно быть честными с самими собой. Мы жалуемся, что грех стал для нас привычным, что мы не можем от него избавиться, но действительно ли мы так уж хотим избавиться именно от этого греха? Не стараемся ли сами отдалить момент расставания с ним? Возможно, если бы мы осознали, что этот грех — действительно настоящая проблема, то избавиться от него было бы гораздо проще. Что еще важно понять, чтобы справиться с привычным грехом? Надо осознать, что одна из главных помех в борьбе с грехами — это обычная лень. Точнее, лень — это явление хоть и распространенное, но совсем не обычное, а очень опасное. Это духовное состояние, которое одновременно и потакает нашим страстям, и парализует волю. А паралич воли делает принципиально невозможной правильную духовную жизнь. Как человек с атрофированными мышцами не может ходить, так и человек с парализованной волей не может справиться с самим собой. Вспомните, почему римские легионы одерживали победы над многократно превосходящим их противником. Именно потому, что они выступали боевым строем, а противник нападал на них толпой. Слово «строй» здесь ключевое, оно имеет непосредственное отношение к духовной жизни. На нее нужно настроиться, ее нужно уметь организовать. Если отбросить лень и применить хотя бы небольшие усилия для этого, то вам будет значительно легче справиться с «привычными» грехами. Начать с самого легкогоОтвечает протоиерей Андрей ЛоргусНа вопрос читателя Как спастись заядлому грешнику? отвечает протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии. Переживания и жалобы на состояние, когда грех буквально преследует тебя и ты никак не можешь от него избавиться, с моей точки зрения, часто связаны с завершением периода неофитства. Первоначальный опыт создает впечатление полета, «как на крыльях». Неофит впитывает все, как губка, а все время неофитства выглядит как сплошная череда преодолений и радостных открытий. А дальше в какой-то момент возникает торможение, словно на человека начинает давить какой-то груз. Это может сопровождаться и ощущением охлаждения к вере, и страшным ощущением «привычки» к святыне как к чему-то обыденному, и тяжестью новых вопросов и сомнений. То, что раньше человека увлекало и восхищало, — молитвенная жизнь, богослужение — вдруг ставится под вопрос и начинает ощущаться как некая рутина. И человек воспринимает это как кризис веры и, как и автор письма в редакцию «Фомы», впадает в некоторую панику, начинает пугаться: что со мной? Неужели я теряют веру и отступаю от Бога? Что при этом очень важно знать: уныние, или, говоря психологическим языком, депрессия от ощущения, что грехи задавили, что нет уже той легкости, с которой ты раньше справлялся с собой, — это может означать, что человеку явно не хватает духовного руководства. Человек встретился с новыми для себя явлениями в духовной жизни, опыта борьбы с которыми у него еще нет, и ему очень нужен совет того, кто этот этап уже прошел и знает, как действовать в такой ситуации. Духовника, конечно же, найти не так просто. Но в любом случае нужно искать людей с духовным опытом, стремиться к дружбе с другими верующими людьми, которые имеют более глубокую и серьезную историю духовной жизни, жизни в Церкви. Еще одна очень важная прививка от уныния (а уныние здесь, в ситуации, которую мы разбираем, очень опасный враг): не надо человеку в этот момент рассуждать, хороший он христианин или нет. Перед Богом нет лучших и худших. Поэтому очень важно, размышляя о своих грехах, не вставать в «позицию Бога» и превращаться для самого себя в судью, грызть себя. Обратите внимание, что пишет апостол Павел: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь (1 Кор 4:3–4).Любые сравнения себя с другими людьми, и даже со святыми, любые подобные «соревнования» не помогают, а только вредят. И еще один важный момент: в духовной жизни важно правильно расставить акценты. Избавление от всех грехов — это не самоцель. Главное в духовной жизни — это развитие отношений с Богом, это богообщение. По мере обретения духовного опыта открывается возможность преодолевать страсти и грехи. Поэтому во главу угла поставьте именно эту, самую главную цель: быть с Богом. А кроме того, не пытайтесь все грехи и страсти преодолеть одновременно, найдите самый легкий для вас грех, действительно преодолимую страсть, и преодолейте ее. Опыт победы над чем-то легким даст вам возможность удостовериться в своих силах. А дальше надо браться за что-то следующее, но посильное. Делайте то, что можете делать здесь и сейчас. Можете раньше вставать, чтобы не опаздывать на работу? Прекрасно! То, что вы встали чуть раньше, позволит прочесть вам хотя бы одну молитву из двенадцати? Прекрасно! Читайте эту одну молитву, и так далее. Двигайтесь шаг за шагом. И не унывайте. Не судить себяОтвечает протоиерей Игорь ФоминНа вопрос читателя Как спастись заядлому грешнику? отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО Начнем с того, что очень важно, когда человек, который не может избавиться от какого-то из раза в раз повторяющегося греха, ясно осознаёт, что это грех, и очень серьезно относится к этой проблеме. Очень важно называть грех грехом, независимо от того, частый он или нечастый, повторяется он или нет, кажется ли он нам малым или большим — важно называть грех грехом. Как только мы перестанем это делать, как только начнется поиск оправдания страсти, будет происходить то, чему можно найти аналогию в медицине. Человеку, который осознаёт свое пристрастие к алкоголю и боится стать алкоголиком, и говорит об этом — такому человеку помочь намного легче, чем тому, кто в своем алкоголизме не признается ни себе, ни окружающим. Опять же, человек, который испытывает какие-то психологические трудности, страхи и переживания, но считает, что абсолютно нормален и отказывается от помощи психолога или психиатра, может в конечном итоге оказаться с этими своими проблемами в ужасном тупике и пострадать как личность. Очень важно сознавать, чтó с тобой происходит — и в этом смысле первая победа, когда человек осознаёт свой грех грехом и не примиряется с ним, несмотря на то, что тот постоянно сопровождает его. Что же делать, если ты это понимаешь? Не останавливаться на одном только умственном осознании. Смелее искать способ, как избавиться от греха. А здесь, возможно, потребуется изменение привычного нам уклада жизни. Предположим, если ты осознаешь, что некий человек тебе дорог, он твой хороший друг, но ваше общение сопровождается все время возлияниями, то, возможно, надо отдалиться от него, вопреки вашим прекрасным отношениям. Или, например, если у тебя есть страсть, связанная с карьерными переживаниями, — возможно, надо решиться и сменить работу. Заметьте, я говорю о неких внешних обстоятельствах жизни. Но на самом деле православие ведь не строится на некой тонкой духовности и отрицании всего материального и плотского. В нашей вере важно всё, и как мы действуем на внешнем уровне, как мы поступаем — это является важнейшей составляющей духовной жизни. Поэтому обратите внимание на то, что можно изменить в вашей повседневности, можно ли от вашего греха каким-то способом уйти — в распорядке дня, в ритме или характере работы, в отношениях, и так далее. И, наконец, самое главное, чего нельзя допустить ни в коем случае. Это уныние и самоосуждение. К сожалению, потому-то мы ничего и не делаем с нашим так называемым «привычным» грехом, что эти наши грехи — малые или большие, страшные или внешне малозаметные — вводят нас в состояние уныния. Мы себя от имени Христа, от имени Бога, от имени Церкви заранее подвергаем осуждению и считаем, что нас таковых Бог не примет, что, будучи такими, мы просто никто в Его глазах, что мы не имеем права предстоять Ему. Хотя это — наше собственное искушение, это недоверие Богу, Который всегда и везде стремится протянуть нам руку, стремится нас спасти, и все время рядом в самых трудных обстоятельствах. Таким образом, уныние лишает нас сил и отбрасывает от Христа как раз в тот момент, когда нам более всего нужна Его помощь. Радоваться, что видим свои прегрешенияОтвечает протоиерей Александр АвдюгинНа вопрос читателя Как спастись заядлому грешнику? отвечает протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров, г. Ровеньки, Луганская область — Все, отче, больше нет никаких сил! — Так мы же в молитве просим: «Даждь мне зрети свои прегрешения…», а вы уже видите… К примеру. Знаю прихожанку, уже четверть века ходящую в храм, приучившую к вере мужа, вырастившую дочек и уже награжденную внуками — которая при любой встрече тоскливым взглядом смотрит на меня и обязательно закончит любое общение словами, что никогда ей Бог не простит весь этот ворох греховной «мелочевки», от которой она ну никак не может отказаться, хоть и старается. — Вот так, батюшка, нет от меня никакого толку… Причем ее слова искренние, с горьким удручающим выводом. Выходит как в церковном анекдоте: И все же не вижу я личного апокалипсиса, если человек осознаёт свой мелкий повседневный грех, понимает и хоть как-то старается с ним справиться. Не для красного словца сказано, что Бог «намерения целует» и радуется каждому твоему сокрушению. Ведь насколько было бы хуже вообще не видеть греха и не оценивать свою повседневность с покаянной точки зрения. Есть в христианстве такое состояние — радостнопечалие. Как по мне, то это слово содержит в себе радость о том, что умеешь видеть, осознавать свой грех и одновременно печалиться о нем, бороться с ним. Господь обязательно, в нужное для Него и нас время, даст возможность освободиться от мелкого, нудного, повседневного и смущающего личного греха. Вернуться назад |