ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Как справиться с «привычными» грехами?

Как справиться с «привычными» грехами?


13 марта 2016

Организовать себя

Отвечает иерей Павел Островский

На вопрос читателя Как спастись заядлому грешнику? отвечает иерей Павел Островский, настоятель Никольского храма в Павшинской пойме

ОстровскийКак нам бороться с нашими привычными грехами? Прежде всего, нужно быть честными с самими собой. Мы жалуемся, что грех стал для нас привычным, что мы не можем от него избавиться, но действительно ли мы так уж хотим избавиться именно от этого греха? Не стараемся ли сами отдалить момент расставания с ним? Возможно, если бы мы осознали, что этот грех — действительно настоящая проблема, то избавиться от него было бы гораздо проще.

Что еще важно понять, чтобы справиться с привычным грехом? Надо осознать, что одна из главных помех в борьбе с грехами — это обычная лень. Точнее, лень — это явление хоть и распространенное, но совсем не обычное, а очень опасное. Это духовное состояние, которое одновременно и потакает нашим страстям, и парализует волю. А паралич воли делает принципиально невозможной правильную духовную жизнь. Как человек с атрофированными мышцами не может ходить, так и человек с парализованной волей не может справиться с самим собой.
Что, наряду с осознание опасности привычного греха, с осознанием того, как нам мешает лень, поможет нам побороть свои страсти? Способ известен. Это молитва. И что очень важно, что я хочу особо подчеркнуть: молитву нужно определенным образом организовывать для себя, стремиться создать соответствующую обстановку. Ведь неслучайно, молясь, мы стараемся зажечь лампаду или свечу, неслучайно стремимся встать перед иконами, неслучайно стараемся молиться одетыми. Всё это важно. Причем в первую очередь важно не Богу, а нам самим. Бог видит нас постоянно в любом состоянии, а вот нас такое отношение к молитве заставляет помнить, что Бог действительно соприсутствует нам, что Он рядом — и создается сосредоточенность, концентрация на молитве, которых нам часто не хватает. Это способ преодоления расслабленности, это путь к определенной духовной победе.

Вспомните, почему римские легионы одерживали победы над многократно превосходящим их противником. Именно потому, что они выступали боевым строем, а противник нападал на них толпой. Слово «строй» здесь ключевое, оно имеет непосредственное отношение к духовной жизни. На нее нужно настроиться, ее нужно уметь организовать. Если отбросить лень и применить хотя бы небольшие усилия для этого, то вам будет значительно легче справиться с «привычными» грехами.

Начать с самого легкого

Отвечает протоиерей Андрей Лоргус

На вопрос читателя Как спастись заядлому грешнику? отвечает протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии.

дети-ЛоргусПереживания и жалобы на состояние, когда грех буквально преследует тебя и ты никак не можешь от него избавиться, с моей точки зрения, часто связаны с завершением периода неофитства. Первоначальный опыт создает впечатление полета, «как на крыльях». Неофит впитывает все, как губка, а все время неофитства выглядит как сплошная череда преодолений и радостных открытий. А дальше в какой-то момент возникает торможение, словно на человека начинает давить какой-то груз. Это может сопровождаться и ощущением охлаждения к вере, и страшным ощущением «привычки» к святыне как к чему-то обыденному, и тяжестью новых вопросов и сомнений. То, что раньше человека увлекало и восхищало, — молитвенная жизнь, богослужение — вдруг ставится под вопрос и начинает ощущаться как некая рутина. И человек воспринимает это как кризис веры и, как и автор письма в редакцию «Фомы», впадает в некоторую панику, начинает пугаться: что со мной? Неужели я теряют веру и отступаю от Бога?
А на самом деле первое, что нужно понять: это кризис — как определенный этап духовной жизни, соответствующий определенному духовному «возрасту». И редко для кого духовная жизнь не сопровождается такими периодами. Нужно просто понять, что такой кризис несет для человека свою духовную пользу, дополняет его знания, укрепляет навыки, закаляет его, помогает дальше продвинуться в своем воцерковлении, в своих отношениях с Богом. И здесь ни в коем случае нельзя паниковать и унывать.

Что при этом очень важно знать: уныние, или, говоря психологическим языком, депрессия от ощущения, что грехи задавили, что нет уже той легкости, с которой ты раньше справлялся с собой, — это может означать, что человеку явно не хватает духовного руководства. Человек встретился с новыми для себя явлениями в духовной жизни, опыта борьбы с которыми у него еще нет, и ему очень нужен совет того, кто этот этап уже прошел и знает, как действовать в такой ситуации. Духовника, конечно же, найти не так просто. Но в любом случае нужно искать людей с духовным опытом, стремиться к дружбе с другими верующими людьми, которые имеют более глубокую и серьезную историю духовной жизни, жизни в Церкви.

Еще одна очень важная прививка от уныния (а уныние здесь, в ситуации, которую мы разбираем, очень опасный враг): не надо человеку в этот момент рассуждать, хороший он христианин или нет. Перед Богом нет лучших и худших. Поэтому очень важно, размышляя о своих грехах, не вставать в «позицию Бога» и превращаться для самого себя в судью, грызть себя. Обратите внимание, что пишет апостол Павел: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь (1 Кор 4:3–4).Любые сравнения себя с другими людьми, и даже со святыми, любые подобные «соревнования» не помогают, а только вредят.
И наконец, размышляя о каком-то грехе, который не удается преодолеть, нужно стараться разобраться в том, является ли этот грех самостоятельныи и произвольным событием, или он вызван какими-то другими причинами. Надо уметь разбираться в себе. Потому что иногда в основе тех или иных страстей или пороков могут лежать причины, которые не являются мистическими и загадочными, а связаны с нашим здоровьем, с невыстроенностью отношений на работе, с конфликтом в семье, бытовыми обстоятельствами нашей жизни и т. п. А мы об этой связи зачастую не задумываемся. Например, одна моя знакомая постоянно переживала относительно своей рассеянности и несобранности: забывает исполнять свои обещания, постоянно опаздывает, и так далее. И вот однажды она совершенно неожиданно для себя выяснила, что у нее серьезное заболевание эндокринной системы. Женщине назначили лечение, она стала принимать лекарства, и сосредоточенность, обязательность — всё к ней вернулось. Она перестала забывать о своих обещаниях, перестала опаз­дывать. То есть выяснилось, что речь шла не о ее проступках, а просто она болела. Важно понимать, что в человеке все взаимосвязанно, и одна проблема может тянуть за собой другую.

И еще один важный момент: в духовной жизни важно правильно расставить акценты. Избавление от всех грехов — это не самоцель. Главное в духовной жизни — это развитие отношений с Богом, это богообщение. По мере обретения духовного опыта открывается возможность преодолевать страсти и грехи. Поэтому во главу угла поставьте именно эту, самую главную цель: быть с Богом.

А кроме того, не пытайтесь все грехи и страсти преодолеть одновременно, найдите самый легкий для вас грех, действительно преодолимую страсть, и преодолейте ее. Опыт победы над чем-то легким даст вам возможность удостовериться в своих силах. А дальше надо браться за что-то следующее, но посильное. Делайте то, что можете делать здесь и сейчас. Можете раньше вставать, чтобы не опаздывать на работу? Прекрасно! То, что вы встали чуть раньше, позволит прочесть вам хотя бы одну молитву из двенадцати? Прекрасно! Читайте эту одну молитву, и так далее. Двигайтесь шаг за шагом. И не унывайте.

Не судить себя

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

На вопрос читателя Как спастись заядлому грешнику? отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО

Протоиерей Игорь Фомин

Начнем с того, что очень важно, когда человек, который не может избавиться от какого-то из раза в раз повторяющегося греха, ясно осознаёт, что это грех, и очень серьезно относится к этой проблеме. Очень важно называть грех грехом, независимо от того, частый он или нечастый, повторяется он или нет, кажется ли он нам малым или большим — важно называть грех грехом. Как только мы перестанем это делать, как только начнется поиск оправдания страсти, будет происходить то, чему можно найти аналогию в медицине. Человеку, который осознаёт свое пристрастие к алкоголю и боится стать алкоголиком, и говорит об этом — такому человеку помочь намного легче, чем тому, кто в своем алкоголизме не признается ни себе, ни окружающим. Опять же, человек, который испытывает какие-то психологические трудности, страхи и переживания, но считает, что абсолютно нормален и отказывается от помощи психолога или психиатра, может в конечном итоге оказаться с этими своими проблемами в ужасном тупике и пострадать как личность. Очень важно сознавать, чтó с тобой происходит — и в этом смысле первая победа, когда человек осознаёт свой грех грехом и не примиряется с ним, несмотря на то, что тот постоянно сопровождает его.

Что же делать, если ты это понимаешь? Не останавливаться на одном только умственном осознании. Смелее искать способ, как избавиться от греха. А здесь, возможно, потребуется изменение привычного нам уклада жизни. Предположим, если ты осознаешь, что некий человек тебе дорог, он твой хороший друг, но ваше общение сопровождается все время возлияниями, то, возможно, надо отдалиться от него, вопреки вашим прекрасным отношениям. Или, например, если у тебя есть страсть, связанная с карьерными переживаниями, — возможно, надо решиться и сменить работу. Заметьте, я говорю о неких внешних обстоятельствах жизни. Но на самом деле православие ведь не строится на некой тонкой духовнос­ти и отрицании всего материального и плотского. В нашей вере важно всё, и как мы действуем на внешнем уровне, как мы поступаем — это является важнейшей составляющей духовной жизни. Поэтому обратите внимание на то, что можно изменить в вашей повседневности, можно ли от вашего греха каким-то способом уйти — в распорядке дня, в ритме или характере работы, в отношениях, и так далее.

И, наконец, самое главное, чего нельзя допустить ни в коем случае. Это уныние и самоосуж­дение. К сожалению, потому-то мы ничего и не делаем с нашим так называемым «привычным» грехом, что эти наши грехи — малые или большие, страшные или внешне малозаметные — вводят нас в состояние уныния. Мы себя от имени Христа, от имени Бога, от имени Церкви заранее подвергаем осуждению и считаем, что нас таковых Бог не примет, что, будучи такими, мы просто никто в Его глазах, что мы не имеем права предстоять Ему. Хотя это — наше собственное искушение, это недоверие Богу, Который всегда и везде стремится протянуть нам руку, стремится нас спасти, и все время рядом в самых трудных обстоятельствах. Таким образом, уныние лишает нас сил и отбрасывает от Христа как раз в тот момент, когда нам более всего нужна Его помощь.
Итак, мы должны трезво понимать, что с нами происходит, должны называть грех грехом, трезво оценивать свои поступки, но судить себя мы не имеем права. И отсюда следует самое главное, о чем хочется сказать. Преследует ли вас тот или иной грех, возникают ли новые причины для огорчения, находите ли вы новые поводы задуматься о своей душе — помните, что в борьбе с грехом есть лекарство. Это лекарство — причастие Святых Христовых Тайн, которое мы получаем в Церкви. Никакой грех нельзя победить без Христа, без соединения с Ним. А в Церкви оно происходит в таинстве Евхаристии. Да, осознавая свое недостоинство, ощущая гибельность своего положения, мы должны прибегать к единственному Спасителю нашему — Господу Иисусу Христу, Который в полной мере открывается нам, спасает и избавляет нас в Таинстве Евхаристии, когда мы всем нашим естеством, душой и телом, соединяемся с Ним в Причастии.  С упорством, как к единственному спасению, без всякого уныния, с доверием к Богу надо обращаться к таинствам Церкви.

Радоваться, что видим свои прегрешения

Отвечает протоиерей Александр Авдюгин

На вопрос читателя Как спастись заядлому грешнику? отвечает протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров, г. Ровеньки, Луганская область

2014-09-23,A23K0126, Москва, Вера и Слово, s_mak— Все, отче, больше нет никаких сил!
— Куда же они делись, ваши силы?
— Вот вы в прошлое воскресенье говорили на проповеди о богатом юноше — так это какая нужна сила, чтобы расстаться со своим богатством, а я даже с малым не могу справиться: как ни стараюсь, обязательно к вечеру начинаю всех дома доставать с претензиями: это не так сделал, это не помыл, это не туда положил… Сержусь, срываюсь, слов поганых могу наговорить, а потом расстраиваюсь, что не сдержался.
— Радоваться же надо!
— Это почему же?

— Так мы же в молитве просим: «Даждь мне зрети свои прегрешения…», а вы уже видите…
Подобные диалоги, со сменой видов повседневных, как многим кажется, никчемных и мелких грехов, знакомы каждому священнику. Ладно бы одни диалоги и сетования, так ведь выводы делаются скоропалительные и совершенно нелогичные.

К примеру. Знаю прихожанку, уже четверть века ходящую в храм, приучившую к вере мужа, вырастившую дочек и уже награжденную внуками — которая при любой встрече тоскливым взглядом смотрит на меня и обязательно закончит любое общение словами, что никогда ей Бог не простит весь этот ворох греховной «мелочевки», от которой она ну никак не может отказаться, хоть и старается.

— Вот так, батюшка, нет от меня никакого толку…

Причем ее слова искренние, с горьким удручающим выводом.
Начинаю рассказывать о том, что безгрешных нет, что во гресех роди мя мати моя 
(Пс 50:7), что святые и праведные тоже с грехами всю жизнь боролись. Тщетно. Грустный вид ее не улучшается, уныние не пропадает, и в глазах — тоскливое ожидание с утверждением: «Не те аргументы, батюшка».

Выходит как в церковном анекдоте:
— Грешу, отче!
— Чем?
— Ленюсь!
— Так борись с ленью…
— Так лень же, отче.

И все же не вижу я личного апокалипсиса, если человек осознаёт свой мелкий повседневный грех, понимает и хоть как-то старается с ним справиться. Не для красного словца сказано, что Бог «намерения целует» и радуется каждому твоему сокрушению. Ведь насколько было бы хуже вообще не видеть греха и не оценивать свою повседневность с покаянной точки зрения.
Дело в том, что покаяние — это умение видеть духовное расстояние между Богом и собой грешным. Те, кто понимает, что имеют мелкий грех, кто старается от него избавиться, пусть даже без видимых успехов, видят это расстояние. А вот те, кто возводит свое мелкое прегрешение в ранг «я не нужен Богу», расстояние данное увеличивают и четко, целенаправленно идут к серьезному духовному проступку: тоске и отчаянию.

Есть в христианстве такое состояние — радостнопечалие. Как по мне, то это слово содержит в себе радость о том, что умеешь видеть, осознавать свой грех и одновременно печалиться о нем, бороться с ним.

Господь обязательно, в нужное для Него и нас время, даст возможность освободиться от мелкого, нудного, повседневного и смущающего личного греха.


Вернуться назад