Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2019
Преподобноисповедник Рафаил — в миру Родион, родился в семье сапожника в Курской области. В армии будущий святой окончил военно-ветеринарную фельдшерскую школу. В 1918 году Родион стал послушником в Оптиной пустыне, которую закрыли уже через пять лет. С 1930 года отца Рафаила два раза ссылали в лагеря по 58-й статье за «контрреволюционную деятельность». В общей сложности отец Рафаил провел в лагерях 19 лет и вышел на свободу только в 1955 году, когда началось массовое освобождение из лагерей по нарушающим закон приговорам. Умер святой через два года после освобождения.
Мученики и исповедники: в чем разница?
Следственное дело №327 завели в 1949 году во время второго ареста отца Рафаила. Приговор — 10 лет лагерей.
Зачастую, фотографии из следственных дел новомучеников и исповедников — единственные прижизненные изображения святых.
Редкий документ в делах мучеников XX века. Интересная деталь в пункте 5: «Социальное положение — служитель культа».
На основании этого ордера отец Рафаил был арестован.
Анкету заполнял сотрудник со слов арестованного — самим это делать запрещалось. Данные проверялись по документам.
Прочитать:
Из протокола ясно, что святой отрицает вменяемую ему антисоветскую агитацию и не признает обвинение в проведении «вражеской работы», которое ему пытаются предъявить. Допрос проводили ночью: с 20:10 по 00:45, итого — 3 часа 35 минут.
Процессуальный документ, завершающий предварительное следствие. Содержит сформулированное по делу обвинение, систему и анализ доказательств. После окончания следствия уголовное дело направлялось в суд или другой государственный орган, уполномоченный выносить решения. Из обвинительного заключения отца Рафаила можно узнать, что в прошлом святого уже приговаривали к заключению на 10 лет как «организатора и активного участника контрреволюционной монашеско-монархической группы».
Особое совещание — внесудебный орган по административному рассмотрению уголовных дел по преступлениям, посягающим на интересы государства. Он выносил меру пресечения. В данном случае — 10 лет исправительно-трудового лагеря.
Это важно знать
Отвечает архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской
В России в начале ХХ века государство, преследуя Церковь на деле, публично — декларировало свободу религии. Такая позиция не оставляла возможности открыто арестовывать и расстреливать за веру в Христа — для этого подыскивались другие формы обвинений для исполнения планов по уничтожению Церкви. Чаще всего христиан обвиняли в контрреволюционной или антисоветской агитации (статья 58-10 Уголовного кодекса). Если представители власти в первые века христианства, выступая в качестве гонителей, спрашивали о вере, то в советских застенках вопрос о вере если и задавался во время допроса, то в официальные следственные документы не вносился, как противоречащий основному закону — Конституции. Это подвигало следователей заниматься интерпретацией событий, излагая их через призму соответствующей статьи Уголовного кодекса.
В сталинские годы многие верующие люди, не говоря уже о священнослужителях, были плотно окружены осведомителями. Преподобноисповедник иеромонах Рафаил (Шейченко) жил под надзором целой группы осведомителей, включая и того, с кем он служил в храме как со священником, хотя в действительности тот не был таковым. Эти люди присматривали за отцом Рафаилом, слушали его проповеди и обо всем увиденном и услышанном доносили в МГБ. Так продолжалось до тех пор, пока не набралось достаточно материала для его ареста. Прежде всего, иеромонах Рафаил не устраивал власти нежеланием сотрудничать и доносить о деятельности собратьев и верующих. Также он занимался ремонтом храма, собирал в нем христианскую общину, проповедовал — этого уже было достаточно для ареста. Но официально за проповеди и стройку невозможно было арестовать и приговорить к десяти годам заключения в концлагерь. Не все можно было предъявить и на следствии, не раскрывая ценных осведомителей, таких как «собратья-священнослужители». И у следователей МГБ не оставалось иного варианта, как только интерпретировать публично сказанные священником проповеди в духе 58-й статьи Уголовного кодекса — антисоветской агитации.