Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2019

Суть вещей

Журнал Фома.

 

 

На примере дела №327 преподобноисповедника Рафаила (Шейченко) (1891-1957) + PDF

Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?Преподобноисповедник Рафаил — в миру Родион, родился в семье сапожника в Курской области. В армии будущий святой окончил военно-ветеринарную фельдшерскую школу. В 1918 году Родион стал послушником в Оптиной пустыне, которую закрыли уже через пять лет. С 1930 года отца Рафаила два раза ссылали в лагеря по 58-й статье за «контрреволюционную деятельность». В общей сложности отец Рафаил провел в лагерях 19 лет и вышел на свободу только в 1955 году, когда началось массовое освобождение из лагерей по нарушающим закон приговорам. Умер святой через два года после освобождения.

 

Мученики и исповедники: в чем разница?

 

Дело №327

Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?

Следственное дело №327 завели в 1949 году во время второго ареста отца Рафаила. Приговор — 10 лет лагерей.

 

Перечень документов:

  • фотография,
  • паспорт,
  • ордер на производство ареста и обыска,
  • анкета арестованного,
  • протокол допроса 1949 года,
  • обвинительное заключение,
  • выписка из протокола.

 

Фотография из следственного дела

Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?

Зачастую, фотографии из следственных дел новомучеников и исповедников — единственные прижизненные изображения святых.

 

Паспорт СССРСледственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?

Редкий документ в делах мучеников XX века. Интересная деталь в пункте 5: «Социальное положение — служитель культа».

 

Ордер на арест и обыск

Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?

На основании этого ордера отец Рафаил был арестован.

 

Анкета арестованного

Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?

Анкету заполнял сотрудник со слов арестованного — самим это делать запрещалось. Данные проверялись по документам.

 

Протокол допроса

Прочитать:

Из протокола ясно, что святой отрицает вменяемую ему антисоветскую агитацию и не признает обвинение в проведении «вражеской работы», которое ему пытаются предъявить. Допрос проводили ночью: с 20:10 по 00:45, итого — 3 часа 35 минут.

 

Обвинительное заключение

Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?

Процессуальный документ, завершающий предварительное следствие. Содержит сформулированное по делу обвинение, систему и анализ доказательств. После окончания следствия уголовное дело направлялось в суд или другой государственный орган, уполномоченный выносить решения. Из обвинительного заключения отца Рафаила можно узнать, что в прошлом святого уже приговаривали к заключению на 10 лет как «организатора и активного участника контрреволюционной монашеско-монархической группы».

 

Выписка из протокола Особого Совещания при МГБ СССР

Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?

Особое совещание — внесудебный орган по административному рассмотрению уголовных дел по преступлениям, посягающим на интересы государства. Он выносил меру пресечения. В данном случае — 10 лет исправительно-трудового лагеря.

 

 

Это важно знать

 

Нажмите чтобы перевернуть

Говорят, что новомучеников убивали не за веру, а за контрреволюцию. А как на самом деле?

Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?Отвечает архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Пат­риархе Московском и всея Руси по увековечению памяти ново­мучеников и исповедников Церкви Русской

В России в начале ХХ века государство, преследуя Церковь на деле, публично — декларировало свободу религии. Такая позиция не оставляла возможности открыто арестовывать и расстреливать за веру в Христа — для этого подыскивались другие формы обвинений для исполнения планов по уничтожению Церкви. Чаще всего христиан обвиняли в контрреволюционной или антисоветской агитации (статья 58-10 Уголовного кодекса). Если представители власти в первые века христианства, выступая в качестве гонителей, спрашивали о вере, то в советских застенках вопрос о вере если и задавался во время допроса, то в официальные следственные документы не вносился, как противоречащий основному закону — Конституции. Это подвигало следователей заниматься интерпретацией событий, излагая их через призму соответствующей статьи Уголовного кодекса.

В сталинские годы многие верующие люди, не говоря уже о священнослужителях, были плотно окружены осведомителями. Преподобноисповедник иеромонах Рафаил (Шейченко) жил под надзором целой группы осведомителей, включая и того, с кем он служил в храме как со священником, хотя в действительности тот не был таковым. Эти люди присматривали за отцом Рафаилом, слушали его проповеди и обо всем увиденном и услышанном доносили в МГБ. Так продолжалось до тех пор, пока не набралось достаточно материала для его ареста. Прежде всего, иеромонах Рафаил не устраивал власти нежеланием сотрудничать и доносить о деятельности собратьев и верующих. Также он занимался ремонтом храма, собирал в нем христианскую общину, проповедовал — этого уже было достаточно для ареста. Но официально за проповеди и стройку невозможно было арестовать и приговорить к десяти годам заключения в концлагерь. Не все можно было предъявить и на следствии, не раскрывая ценных осведомителей, таких как «собратья-священнослужители». И у следователей МГБ не оставалось иного варианта, как только интерпретировать публично сказанные священником проповеди в духе 58-й статьи Уголовного кодекса — антисоветской агитации.

 

Скачать и распечатать:

Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?

 

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба