ИНТЕЛРОС > №4, 2015 > Я, СНОВА Я И ЛЮБОВЬ Владимир Легойда
|
Владимир Легойда о том, что важно вспомнить в последние дни Великого Поста
Что может помешать спасению человека? Только собственное «я», если оно раздуется до таких размеров, что заслонит собою Христа. Так когда-то ответил на этот вопрос один замечательный священник. Полагаю, здесь речь идет не только о явно нехороших поступках. Ведь даже добрые дела нередко могут проистекать из тщеславия. «Что же мне делать, если я наверно знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм», — досадовал герой романа Достоевского «Униженные и оскорбленные». Спорить с классиком, конечно, не пристало. Но, так сказать, некоторая богословская некорректность в данном рассуждении имеется. Причинно-следственная связь иная. Дело не в том, что мы совершаем добрые дела из своекорыстия. А в том, что любые человеческие недостатки — это видоизмененные достоинства. И вот почему. «Что естественно — то не безобразно». Этот смысловой оксюморон, сдвиг в сознании наших современников давно и прочно вошел в жизнь. А жаль. Ведь «безобразное», как сейчас принято говорить, «по определению» противоестественно. По крайней мере, в христианской системе координат. «Естественно» то, что равно замыслу Бога о человеке, а вовсе не то, что человеку сейчас «не безобразно» хочется: блудить, поесть, поспать… далее со всеми остановками. С точки зрения христианства, в сотворенной Богом Вселенной не было зла. Не знал его и человек: ни в себе, ни в окружающем его мире. Грехопадение изменило человеческую природу, повредив ее. Говоря простым языком — сильно в худшую сторону. Одно из плохих последствий — присущие сотворенному человеку качества идут по искаженной траектории. Естественным было состояние до грехопадения, состояние человека, сотворенного «по образу и подобию». Без образа — безобразное — никак естественным быть не может. Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «По естеству есть в нас и гнев на дьявола; а мы употребляем его против ближнего. Нам дана ревность для того, чтобы мы ревновали добродетелям; а мы ревнуем порокам». А Маленький Принц у Экзюпери богословствовал так: «Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя»; именно поэтому неизбежно определенное напряжение между «мне хочется» и «это — я»… Наши страсти — это поврежденные добрые качества человеческой души. Поэтому и говорят, что наши пороки — видоизмененные добродетели. Эгоизм — поврежденная любовь. Не бывает такой любви без самоотверженности. Любые отношения с другим человеком предполагают какие-то ограничения. Хотя бы в разговоре: человек говорит, и, чтобы его выслушать, нужно замолчать. Потому что диалог — это когда говорят по очереди, а не одновременно. В какой-то момент пытающийся измениться человек начинает осознавать, что мир вертится не вокруг него, и что рядом с ним есть и другие люди, которым нужно его внимание, помощь. Что им движет? «Это совсем не эгоизм, как некоторые несправедливо утверждают, — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), — нет, это истинное выражение бескорыстного добра, когда оно несет высшую духовную радость тому, кто его делает <…>. Нельзя не радоваться, выйдя из мрачного подземелья на солнце, к чистой зелени и благоуханию цветов. Нельзя кричать такому человеку: “Ты эгоист, ты наслаждаешься своим добром!” Это единственная неэгоистическая радость — радость добра, радость Царствия Божия». И о главном: о радости жизни. Радоваться этому миру можно, только оторвав свой взгляд от себя-любимого. Или несчастного, или неудачливого, или никем не любимого (и т. п. до бесконечности).
Вернуться назад |