ИНТЕЛРОС > №5, 2014 > Почему иконы должны быть каноничными? Дмитрий Трофимов
|
Дмитрий Трофимов об иконахДмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград» Часто слово «канон» применительно к иконописи несет в себе отрицательный заряд, поскольку вся история искусства подается читателю как прямая и непрерывная линия развития от искусства примитивного, связанного определенными правилами, то есть каноном, к искусству «свободному», в котором нет никаких преград смелым фантазиям и безудержным порывам человеческого духа. Главным критерием такого искусства становится понятие «самовыражение». Иное дело иконопись, главная задача которой — явление Истины. Истинными иконописцами считались богословы. Именно они направляли своим духовным опытом руки иконописцев, чтобы посредством иконы Церковь являла миру евангельское откровение через образ Христа. Верность канону в иконе — это прежде всего верность евангельской правде. Мы никогда не спутаем изображения Крещения и Благовещения, потому что канон выделил и закрепил основные, значимые с богословской точки зрения приметы этих событий Священной истории. Мы никогда не перепутаем Николая Чудотворца с Иоанном Златоустом, потому что канон определил и транслировал грядущим поколениям самые существенные черты их облика. Но охранительные рамки истинности отнюдь не препятствовали развитию творческой мысли иконописца, напротив, они заставляли вникать в текст, в содержание, чтобы, пропустив его через себя, найти те особые приемы и формы, которые могут донести до современного ему зрителя тончайшие нюансы глубоко личного прочтения сюжета. Личное прочтение — это отнюдь не самовыражение, основанное на внимании к себе самому. Это способность сохранять предельную чувствительность к Истине и выражать свой опыт соприкосновения с ней. Поэтому средневековые мастера умели извлекать из традиционных иконографических изводов, как из музыкальной партитуры, бесконечное разнообразие смысловых оттенков и художественных решений. Вернуться назад |