ИНТЕЛРОС > №5, 2014 > Неделя третья. Мироносицкая, 4–10 мая Верные ученицы и тайные ученики

Валерия ПОСАШКО
Неделя третья. Мироносицкая, 4–10 мая Верные ученицы и тайные ученики


29 мая 2014

7 недель после Пасхи

Третью неделю по Пасхе, Мироносицкую, как ее называли наши предки, открывает День жен-мироносиц. В последние годы его принято считать — наполовину в шутку, наполовину всерьез — неким аналогом 8-го марта, «светского Женского дня». Вдвойне поэтому любопытно, что этот праздник посвящен не только женам, но и двум мужам — тайным ученикам Иисуса Христа, приходившим слушать Его под покровом ночи. Это Иосиф Аримафейский и Никодим, участвовавшие в погребении Господа. Оба были членами Синедриона, но в суде над Христом, конечно, не участвовали. Еще до Его осуждения Никодим пытался защищать своего Учителя, говоря: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин 7:50). Но к его словам не прислушались. 
После Распятия Никодим и Иосиф больше не стали таиться: Иосиф осмелился прийти к Пилату и просить отдать ему тело умершего Учителя. Получив это позволение, вместе с Никодимом они сняли тело Спасителя с орудия мучительной казни и перенесли в Гефсиманский сад, во гроб, который Иосиф готовил когда-то для себя. Трудно поверить, но эти детали Его погребения были предсказаны еще пророком Исаией, жившим в VIII веке до нашей эры: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:9).
Причем надо понимать, что гроб в древней иудейской традиции ничего общего с четырьмя досками и крышкой не имел: хоронили в естественных или искусственно вырубленных пещерах и входное отверстие, обычно очень маленькое, закрывали большим камнем. 
В спешке Страстной Пятницы, когда и распятых торопились умертвить и снять со крестов ради соблюдения дня покоя, субботы (по-еврейски — «шабат», последний день недели), Иосиф и Никодим успели лишь выпросить у Пилата поз­воление забрать и положить во гроб Его израненное Тело. По свидетельству евангелиста Иоанна, Никодим принес благовонные масла, которыми пропитали погребальные пелены, обвили ими Христа и положили во гроб до первого дня недели (воскресенья). 
В бездействии минула страшная, безысходная, опустошающая суббота... И вот рано на рассвете несколько женщин шли исполнить свой последний долг перед Учителем — по традиции помазать тело благовонными маслами (возможно, в суматохе пятницы они и не знали, что это уже сделал Никодим). Евангелисты, описывающие этот эпизод, не дают нам точного перечня тех, кто нес миро для Господа. Все четверо единодушно упоминают в их числе Марию Магдалину. Евангелист Марк называет среди мироносиц Саломию (мать апостолов Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых) и Марию Иаковлеву (мать Иакова, одного из семидесяти апостолов. Высказывалось даже мнение, что так названа сама Богородица). Евангелист Лука добавляет к этому списку Иоанну (жену Хузы, одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы) и пишет: и другие с ними. Предание Церкви говорит о том, что среди «других» были сестры Марфа и Мария (их брата, Лазаря, Христос воскресил из мертвых перед самыми Своими страданиями), Мария Клеопова и Сусанна.
Евангелие умалчивает о том, как провели ту субботу после Распятия апостолы Христовы, не говорит, где они были рано утром в воскресение и почему жены-мироносицы не обратились за помощью к ним. Скупые слова о них, «плачущих и рыдающих», дает нам евангелист Марк (Мк 16:10). И действительно, трудно и представить степень этой муки и смятения... Но посреди невыносимой боли и крушения всех надежд несколько женщин, не претыкаясь об аргументы ума, от сердца шли на рассвете ко гробу.

Иосиф Аримафейский

Но что дальше? Кто отвалит нам камень от двери гроба?.. Несколько различаются у евангелистов детали событий, однако точно известно, чтó встретило жен-мироносиц в саду Гефсимании: тяжелый камень лежит в стороне, гроб пуст, и только пелены и плат, покрывавший голову, отдельно сложенный, на месте погребения. 
Первые догадки женщин: «Тело похитили, унес­ли!» Но от этих сомнений мироносицы избавлены явлением ангела. Евангелист говорит, что вид его был как молния. А сказанные им слова поражали не меньше, чем его вид: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес и предваряет вас в Галилее!» И вот со смесью радости и страха ученицы Господа бегут с этой вестью к апостолам...


Вернуться назад