ИНТЕЛРОС > №5, 2017 > Никаких «овощей» Юлия Маковейчук
|
Детский дом, в котором никто не обреченИз этих двадцати двух детей от двадцати отказались после рождения, у двоих есть мамы. У всех детей — тяжелые нарушения развития. Причем у многих столь серьезные, что в большинстве других социальных учреждений их, вероятнее всего, просто поддерживали бы в состоянии «овощей» — бездвижных, отключенных от внешнего мира тел. Дорога к ДомикуВосемь утра, северный ветер, начало холодного пасмурного дня. Подхожу к ограде большого трехэтажного дома, невольно замедляя шаг. Сейчас будет первая встреча с моими новыми героями. Совсем недавно я точно так же подходила к другому детскому дому, где два с половиной месяца фотографировала тамошнюю жизнь — таково было мое журналистское задание. Там были одни девочки, половина с синдромом Дауна. За время съемок мы подружились и сроднились, и теперь, когда я завершила с ними работу, мне кажется, что я их обманула, предала. Грустное, тягостное чувство. Мое новое место съемок — Свято-Софийский детский дом, который все тут называют просто Домик. В нем живут 22 ребенка, все — с нарушениями в развитии: кто с синдромом Дауна, кто с ДЦП, кто аутист… и еще много диагнозов, о которых я успела прочесть на сайте детдома. Опыт фотосъемки таких детей у меня вроде бы достаточный, необходимые навыки общения и коммуникации есть. Но что опыт? Ведь тут меня ждут новые дети, каждый — со своей историей, характером, привычками и склонностями. Моя задача — разглядеть в каждом ребенке личность, подружиться с ним, наладить контакт. Долговременная кропотливая работа, но только после этого можно будет что-то снимать. Мой первый проводник — Светлана Емельянова, директор детского дома, бесподобная русоволосая девушка с голубыми глазами, мягкими манерами, тихим спокойным голосом и железным характером. ПроводникСветлана встретила меня очень доброжелательно, так бывает далеко не всегда. Обычно люди думают, что ты приехал на пару часов — и всё. А потом они осознают, что к ним как минимум на несколько недель внедрился совершенно посторонний человек, который, как тень, будет постоянно присутствовать с утра до ночи и еще что-то снимать. Недоумение, непонимание, переходящие в подозрительность и инстинктивное стремление закрыть внутреннее пространство — обычная реакция моих героев. Я радуюсь, что Светлана помогла мне «перепрыгнуть» через этап сразу. Она познакомила меня практически со всеми детками, представила кураторам групп. Всего групп четыре, а персонала — больше сорока человек. Конечно, запомнить сразу всех по именам для меня сложно, да я и не ставлю такой задачи, главное — они меня все увидели, запомнили, а при дальнейших контактах можно всегда переспросить имя и извиниться — хорошее начало разговора. Я пока еще не знаю, что окажется в этом проекте самым значимым и интересным. Поэтому следующие недели две просто знакомлюсь с жизнью и порядками, а первый шаг, психологически самый сложный, уже позади. Теперь надо максимально вжиться в обстановку и выждать время, необходимое для того, чтобы дети ко мне привыкли. Новое задание на фотосъемку материалов, которые принято сухо называть социальными, — всегда стресс для меня. Столько лет, а реагирую по одной и той же схеме. В голове проносится: новые люди, обстановка, другая жизнь, в которую надо войти «своим человеком», проникнуть в микромир. Как все это будет, как меня примут, как я с ними буду договариваться? Сначала знакомство по телефону, с одним, вторым, третьим — и вот, наконец, вроде бы находишь человека, который станет проводником во все уголки своего маленького общества, представит и тебя остальным. От него во многом зависит атмосфера и в конечном счете — успех или неуспех проекта. Все люди разные, да и сам меняешься в зависимости от окружения, найти идеальную формулу «как понравиться» невозможно. Отказники с рожденияВ третьей группе живут вместе шесть детей: Антон, Антон, Архип, Глеб, Кирюша и Наташа. Запомнить бы их побыстрее, не перепутать. У каждой группы в доме своя территория. Это вроде отдельных квартир со всем необходимым маленькой семье: вместительный коридор, три просторные и светлые спальни, столовая, игровая, туалет и ванная. У каждого ребенка все свое — постельные принадлежности, одежда и обувь, шкафчики и полочки. Наташа живет одна в розовой спальне принцессы, мальчишки — вдвоем и втроем. Дети в доме — от пятилеток до семнадцатилетних — разделены по группам на основе их ментального развития, способности взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому в группе могут находиться разновозрастные дети, или, как в моем случае, одна девочка на пятерых пацанов. Все они — отказники с рождения. Пока два с половиной года назад не открылся Свято-Софийский детский дом, они находились в отделении для инвалидов одного из московских ДДИ (детский дом-интернат, сегодня их называют ЦССВ — центр содействия семейному устройству). Там дети годами лежат без движения. Если у ребенка тяжелые нарушения развития, то считается, что лучше с ним контактировать как можно реже: кормить в кровати, поддерживать состояние «овоща». После совершеннолетия их переводят во взрослый психоневрологический интернат — а там, по статистике, они заканчивают свой земной путь за три-пять лет. Мой Санчо ПансаПервым делом необходимо научиться различать эмоции детей. Одна часть эмоций составляет их повседневную внутреннюю жизнь, а другая направлена на внешнюю обстановку и события. Вначале сам чувствуешь себя не очень-то нормальным, с полным отсутствием способности к коммуникации, учишься у детей, хозяев положения, их языку, повторяешь за ними, узнавая новую систему. Время, помноженное на внимательность, приоткрывает завесу в новый, захватывающий мир. Первым со мной познакомился и подружился Глеб, активный мальчик с важным видом и деловитостью распорядителя на каком-нибудь большом складе. Он хорошо владеет языком жестов, понятных мне. Очень скоро он превратился в моего Санчо Пансу. Ласковый любознательный мальчик, единственный в группе, кто не носит памперсов, стал опекать меня, не отступая ни на шаг, напоминая, что надо надеть тапки, что я забыла на подоконнике телефон или оставила в углу объектив. Радостно бежит с находкой и тут же забирает свою награду: объятия и поцелуи. Восемь лет из одинадцати он и был тем самым «овощем», никто им не занимался, не учил, не вынимал из кровати. Перед тем как переехать в Домик Глеб перенес тяжелое онкологическое заболевание. А теперь каждое утро виснет на мне, показывает игрушки, что-то рассказывает на своем своеобразном языке — понимаю плохо, но чувствую правильно. Наташина рукаНаташа от Глеба не отстает в стремлении быть рядом. Мне приходится от них отдаляться, чтобы они все-таки попали в кадр. Наташе сложно, так как она практически ничего не видит и плохо передвигается. Но, услышав очередь затвора, подъезжает на специальной коляске-ходунке, старается залезть мне под руку и прислониться носом к экрану фотоаппарата. Так она может хорошо рассмотреть кадр. Она не говорит, но умеет выразить несколько просьб: например, когда она застревает со своей коляской в углу, начинает громко плакать и размахивать рукой, чтобы ей помогли. Это больше похоже на то, как человек на что-то сетует — на расстройство, когда что-то не получается, а не на жесткое требование капризного ребенка. Бывает, кто-то из мальчишек ее вытаскивает. Когда Наташа куда-то направляется, часто оглядывается: иду ли я за ней? Ждет меня, чтобы вместе отправиться на прогулку, хотя сама в силах открыть дверь и выйти. Кирюша и компотКирюша — озорной маленький сгусток энергии. Он аутист и тоже не говорит. Зато почти постоянно наполняет пространство своими оглушительными криками. Он так общается и выражает свою личность, часто плачет. Самый кокетливый и непредсказуемый ребенок. Доставляет много проблем из-за того, что совсем отказывается есть, устраивает постоянные сцены, настойчиво добивается, чтобы ему дали компот. Напьется — и ничего не ест. Каждая трапеза — борьба за компот. Красавчик с длиннющими ресницами и задорным взглядом, он знает о своем обаянии и умело им пользуется. Тактика его знакомства со мной — полное отвержение моей непонятливости и такое же упрямое нежелание «понимать» мой язык, но с той же силой — стремление вовлечь в свой мир. Ему удалось: смотрите картинки. Наблюдение за солнцемС Лерой мы повстречались на общей прогулке, она из другой группы, самой тяжелой. Она не ходит, не говорит, очень мало откликается на внешний мир. Наше общение состояло в моем созерцании ее диалога с солнышком. Как в немом кино — видишь, чувствуешь, начинаешь проживать ее эмоции без всякого анализа и участия в этом процессе мозга — сразу в сердце. Я была очень тронута: как будто мне разрешили с полным правом понаблюдать в замочную скважину за недоступным доселе чудом. Дай пожеватьАнтошка раскрылся не сразу. Сам в себе, сам себя занимает, развлекает, не очень смотрит по сторонам и на других детей. Обманчивое впечатление исчезло недели через полторы, когда он подполз и доверчиво протянул мне любимую игрушку «пожевать», то есть познакомиться с его собственностью. Да и за время пребывания с ними стало ясно, что Антон очень наблюдателен, многое знает и очень старается выполнять все правила поведения. Дора и любовьВ разные дни в группе сменялись несколько пар воспитателей, но так получилось, что больше всего времени мы провели с Дорой. Она не только воспитатель, но и куратор группы: решает много административных вопросов, связанных с занятиями детей в Центре лечебной педагогики, с походами в поликлинику и так далее. Раньше Дора была волонтером, ходила в тот самый ДДИ к этим деткам, знает их давно. Ее спокойствие и невозмутимость резко не согласуются с моим представлением о горячей крови южных народов. Какая-то могучая, первобытная сила магнитом притягивает к ней всех детей, их не пугает, что порой она бывает строгой и жесткой. Но злой и раздраженной — никогда. Ее любовь к этим детям густой плотной субстанцией невидимо окутывает их. Она их часто берет на руки, часто гладит, обнимает и целует, танцует с ними и играет. Дора проявила искреннюю заинтересованность в моей работе — ей все было важно узнать, спросить. Благодаря ей появились снимки, где есть и я — Дора сумела мастерски меня «поймать», попросив на время мою камеру. РасставаниеЗадание фотографа — очередное из десятков — выполнено. После нескольких недель работы я должна уйти из ставшего родным Домика, расстаться с его обитателями. Тяжело? Как всегда. Но было бы еще тяжелее, если бы не надежда — у меня найдутся время и силы еще раз сюда прийти. И не так важно, с камерой или нет. Просто чтобы побыть — внутри любви. Как помочь Свято-Софийскому детскому домуДетский дом хочет найти для каждого ребенка финансового попечителя. Помогите детям жить в доме, где их любят! Узнать подробнее, как стать попечителем, можно по телефонам +7 (926) 409-65-08 (Светлана) и Пожертвовать деньги Вы можете на официальном сайте www.domik.today или на сайте miloserdie.ru (нажмите на оранжевую кнопку «Служба помощи «Милосердие» в шапке сайта и в открывшемся окне в списке проектов найдите Свято-Софийский социальный дом для детей и взрослых инвалидов). Также можно отправить SMS со словом «ДОМИК» и суммой пожертвования на короткий номер 3434 (например, «ДОМИК [пробел] 100»): средства нужны на жизнеобеспечение социального дома, на хозяйственные нужды, на зарплату воспитателей и других сотрудников, а также на организацию занятий и поездок, которые так важны для развития и социализации особых детей. Реквизиты для пожертвования через банк: Получатель: АНО «СВЯТО-СОФИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ДОМ» ИНН 7736500728 КПП 773601001 р/с 40703810338000001696 к/с 30101810400000000225 Банк: ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» г. Москва, БИК 044525225 Код ОКТМО 45904000 ОГРН 1037789066380 В графе назначение платежа просим указывать: «пожертвование на уставную деятельность».
Текст и фото Юлии Маковейчук Вернуться назад |