ИНТЕЛРОС > №6, 2017 > Воскрешение сердца Константин Кравцов
|
Поэзия Константина Кравцова в рубрике Павла Крючкова
Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир» — рубрика «Строфы» Павла Крючкова, заместителя главного редактора и заведующего отдела поэзии «Нового мира».
Имя сегодняшнего гостя нашей рубрики совсем недавно звучало в «Строфах» — во вступлении к подборке стихотворений Дениса Новикова («Фома», 2017, №4). Я сообщал о том, что стихам и личности Дениса посвящена целая книга, и тут же назвал ее автора — священника и поэта Константина Кравцова.
Теперь перед вами — и его собственные стихотворения. Эта поэзия — а я выбирал из большого собрания, присланного автором именно для «Фомы», — издавна волнует и беспокоит меня. Издавна — как бы это сказать поточнее? — «примагничивает». И пусть это не покажется кому-то странным, но похожие слова я могу произносить, думая, например, об Осипе Мандельштаме и Райнере Марии Рильке. Примеров из музыки или живописи — тоже немало. Скажем, Малер и Шостакович, Павел Филонов и сюрреалисты. Можно попробовать обратиться к древностям. И не только к басурманским, конечно. К средневековым фрескам, например. Или к древним церковным гимнам. То есть в нашем случае — речь идет о довольно сложной поэзии, требующей особенного «соработничества» от своего читателя, — начиная как с «широкой», так и с «узкой» его подготовленности. И — заканчивая, думаю (что едва ли не важнее той самой эрудиции) — некоторой «культурной отвагой». Иначе говоря, качествами читательской свободы. То есть, если мы подзабыли, кто таков Вальсингам (пушкинский «Пир во время чумы») или не знаем, откуда взялось «по чину Мельхиседекову» (апостольское Послание к Евреям) — то можно и перечитать-почитать, ничего страшного. Важно доверие. И стихотворение «заговорит» в своей полноте. Постепенно и непременно. Как видим, имя автора «Воскрешения сердца» обозначено тут «по-граждански». Таково оно и на обложках шести поэтических книг священника и поэта Константина Кравцова… Увы, у меня остается здесь слишком мало места, чтобы объяснить свое понимание его резонов. Но — попробую. Вот, скажем, небо и море. У них, конечно же, общий Источник. Они, конечно, смыкаются. И в то же время они живут рядом, отражаясь друг в друге. Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир»
Царство ТвоёПолем к выцветшей церкви в ночи добреду Захрипит, аки смертонька, с клироса хор Тьма над бездной. Но если вглядишься в неё —
Священник-поэтУзкий путь и другой — тоже узкий. Как меч обоюдоострый,
ВозвращениеПолуденный мне снится окоём Олифлю крест в сторонне-праздничном саду: Промёрзшим крестным садом — берега Ты снова на земле меня родил, Я вижу нашу лодку-кораблец, Мы дети, папа, дети, нам — домой. 1995
Синдология*112 борозд от «бича, наводящего ужас»,
Месяц НисанДети! Есть ли у вас какая пища? Затекающих веток ключицы Обещают нам голод и мор,
Зауралье,
|