ИНТЕЛРОС > №6, 2017 > Вопросы мастерам

Вопросы мастерам


26 июня 2017

Можно ли брать икону с собой в дорогу?

Анатолий Влезько

 

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Никаких запретов для ношения икон с собой нет. В житиях святых описано множество случаев, когда подвижники благословляли, например, войско на битву с врагом. В этом случае икону брали с собой. В воспоминаниях людей, которые пострадали за веру, можно найти слова о том, как крестик или маленькую икону пытались сберечь даже в местах заключения. В наши дни многие верующие люди берут с собой небольшие иконы в поездки и путешествия.

При этом нужно помнить о том, что освященное изображение Христа, Богородицы или святых требует благоговейного отношения. Если человек носит с собой икону, он должен следить за ее сохранностью и чистотой.

 

Почему св. Георгия Победоносца

часто изображают в виде всадника-змееборца?Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

С реди многих изображений святого великомученика Георгия Победоносца, от древнейших до современных, образ змееборца на коне занимает особое место. Он действительно встречается очень часто. По сути, это житийное клеймо с изображением «Чуда о змие». Причем житие описывает много чудес святого Георгия, например, «Чудо об избавлении отрока из плена», но именно победа над змием получила широкое распространение в православной иконографии. Такая популярность в значительной степени связана с символикой образа всадника. В изобразительном искусстве со времен античности воин на коне — это триумфатор, победитель. В христианской традиции эта символи-ка обрела высокий смысл: всадник-змееборец сражается и одерживает победу в духовном бою, духовной брани. Именно о триумфе веры рассказывает нам икона. Встречаются краткие и подробные изводы «Чуда». Давайте присмотримся к образу. Святой Георгий не сразу убил змия, наводящего ужас на жителей города близ сегодняшнего Бейрута. Покорив чудище силой молитвы, он пронзил копьем его гортань. Спасенная царевна связала змия поясом и отвела в город. Потрясенные жители, видя это, уверовали во Христа, а Георгий Победоносец убил чудовище. В православном понимании, змий — это образ страстей, девица — душа, похищаемая из града — цельной человеческой личности, родители царевны — разум, который не может ничего сделать со страстями. И лишь обращением ко Христу, через помощь и по молитве свя-тых, душа может избавиться от власти греха, то есть обуздать свои страсти. Эти смысловые акценты отражены в развернутом иконографическом изводе. Однако не будем забывать, что изначально Победоносцем святой Георгий стал, приняв страшные мучения за веру во Христа. Мученическая смерть отражена в житийных образах святого, чаще всего — в клеймах. Великомученика пишут и пешим, в рост или по пояс. Как гласит русский иконописный подлинник, святой «кудряв, млад во бронях»: в доспехах, с копьем, мечом и щитом. Мученичество Георгия Победоносца подчеркнуто на иконах, где он изображен с крестом в руке и направленным вниз острием меча. Кстати, изображение святого с крестом возле престола Богоматери — самое древнее из дошедших до нас (VI век, монастырь св. Екатерины на горе Синай).

Вернуться назад