ИНТЕЛРОС > №6, 2017 > Вопросы мастерамВопросы мастерам26 июня 2017 |
Можно ли брать икону с собой в дорогу?
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас» Никаких запретов для ношения икон с собой нет. В житиях святых описано множество случаев, когда подвижники благословляли, например, войско на битву с врагом. В этом случае икону брали с собой. В воспоминаниях людей, которые пострадали за веру, можно найти слова о том, как крестик или маленькую икону пытались сберечь даже в местах заключения. В наши дни многие верующие люди берут с собой небольшие иконы в поездки и путешествия. При этом нужно помнить о том, что освященное изображение Христа, Богородицы или святых требует благоговейного отношения. Если человек носит с собой икону, он должен следить за ее сохранностью и чистотой.
Почему св. Георгия Победоносцачасто изображают в виде всадника-змееборца?Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»С реди многих изображений святого великомученика Георгия Победоносца, от древнейших до современных, образ змееборца на коне занимает особое место. Он действительно встречается очень часто. По сути, это житийное клеймо с изображением «Чуда о змие». Причем житие описывает много чудес святого Георгия, например, «Чудо об избавлении отрока из плена», но именно победа над змием получила широкое распространение в православной иконографии. Такая популярность в значительной степени связана с символикой образа всадника. В изобразительном искусстве со времен античности воин на коне — это триумфатор, победитель. В христианской традиции эта символи-ка обрела высокий смысл: всадник-змееборец сражается и одерживает победу в духовном бою, духовной брани. Именно о триумфе веры рассказывает нам икона. Встречаются краткие и подробные изводы «Чуда». Давайте присмотримся к образу. Святой Георгий не сразу убил змия, наводящего ужас на жителей города близ сегодняшнего Бейрута. Покорив чудище силой молитвы, он пронзил копьем его гортань. Спасенная царевна связала змия поясом и отвела в город. Потрясенные жители, видя это, уверовали во Христа, а Георгий Победоносец убил чудовище. В православном понимании, змий — это образ страстей, девица — душа, похищаемая из града — цельной человеческой личности, родители царевны — разум, который не может ничего сделать со страстями. И лишь обращением ко Христу, через помощь и по молитве свя-тых, душа может избавиться от власти греха, то есть обуздать свои страсти. Эти смысловые акценты отражены в развернутом иконографическом изводе. Однако не будем забывать, что изначально Победоносцем святой Георгий стал, приняв страшные мучения за веру во Христа. Мученическая смерть отражена в житийных образах святого, чаще всего — в клеймах. Великомученика пишут и пешим, в рост или по пояс. Как гласит русский иконописный подлинник, святой «кудряв, млад во бронях»: в доспехах, с копьем, мечом и щитом. Мученичество Георгия Победоносца подчеркнуто на иконах, где он изображен с крестом в руке и направленным вниз острием меча. Кстати, изображение святого с крестом возле престола Богоматери — самое древнее из дошедших до нас (VI век, монастырь св. Екатерины на горе Синай).Вернуться назад |