ИНТЕЛРОС > №7, 2013 > Свойство кожи или Про гнев, обращенный на себя

Владимир Легойда
Свойство кожи или Про гнев, обращенный на себя


24 июля 2013

 

Что такое стыд? Пожалуй, немногие способны навскидку ответить на этот простой, казалось бы, вопрос. Испытывать стыд приходилось каждому (за исключением, быть может, людей с серьезными личностными расстройствами). Но вот объяснить, что значит «мне стыдно», оказывается совсем непросто. 

Скажем, у… К. Маркса есть любопытное определение: «Стыд — это своего рода гнев, только обращенный внутрь». И действительно: стыд — это всегда наша реакция на некое действие, которое воспринимается нами как неправильное, недостойное… Но стыд ведь никак не отменяет проступок. И даже не меняет. Поэтому такой «гнев на себя» может оказаться для человека малопродуктивным и бессмысленным, хотя внешне выглядит благородно и правильно: человек совершил гадость и стыдится, гневаясь на себя. 

…Согласно Библии, стыд — результат грехопадения. Первые люди были оба наги... и не стыдились (Быт 2: 25). Но нарушение людьми самого первого завета с Богом рождает стыд. Сначала друг перед другом, и он «преодолевается» повязками из листьев, а потом — и перед своим Создателем, от которого человек «надежно» прячется за райскими деревьями. Но стыд не становится исцелением нанесенной грехом раны. Скорее — одним из симптомов той болезни, которую грехопадение внесло в природу первозданных людей, когда в самом близком человеке, в том, кто — «плоть от плоти твоей, и кость от кости», вдруг стал видеться чужой. 

В скобках замечу, что семейные отношения, физическая близость, мужчины и женщины как часть семейных отношений, для христиан в том числе потому представляются столь ценным даром, что в каком-то смысле брак устремляет супругов в первозданное состояние, позволяет без стыда преодолевать наготу друг друга, не видеть друг в друге чужого. Именно поэтому супружеские отношения нельзя профанировать. Ты не можешь обнажаться во всех смыслах слова сегодня с одним, завтра с другим или перед всеми подряд. И здесь стыд выступает уже в качестве некоего барьера, который позволяет человеку сохранять то, что должно быть открытым лишь для одного — возлюбленного... 

Но вернемся к классику. Стыд, безусловно, можно рассматривать как гнев, обращенный на себя. Однако стыд в этом смысле может стать началом покаяния, но может и не стать. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совесть. Франсуа Шифляр, 1877. 

 

У режиссера и христианина Кшиштофа Занусси есть намного более близкая мне лично фраза, смысл которой заключен в том, что совести недостаточно для спасения. Здесь, конечно, много разных смыслов. В первую очередь он говорит о необходимости прямого действия Бога в человеке. И в этом смысле стыд (если это будет лишь гнев, обращенный на себя, и больше ничего) вряд ли что-либо сможет изменить в человеке к лучшему. У меня даже есть такое подозрение, что рано или поздно этот гнев понемножку начнет уменьшаться. Хотя бы потому, что человек неосознанно будет стремиться как-то компенсировать это отношение к себе как к сволочи. И он либо начнет себя оправдывать, либо просто — перестанет на себя гневаться. И весь потенциал исправления того недолжного, что вызвало стыд, в итоге сойдет на нет. Поэтому гнев на себя в идеале должен подтолкнуть к тому, чтобы попытаться изменить свое бытие, открыть себя для действия Бога в себе. Это может быть трудно, очень трудно. Сам поступок, вызвавший стыд, может не давать этому совершиться: человек, подобно Адаму и Еве, устыдится своего проступка перед Богом и «спрячется» от Него. Но другого пути исцеления греховных ран не существует. Либо человек преодолевает свой стыд и открывает себя перед Богом, впускает Его в свою жизнь. Либо — черствеет, перестает быть чувствительным к греху. 

Как-то я спросил одного знакомого: «что ты все время краснеешь?» Он покраснел и ответил: «Это просто свойство кожи». И мне кажется, что стыд либо превращается в такое вот свойство кожи, физиологическую реакцию, и тогда он постепенно «проходит с возрастом». Либо же он зовет к какому-то действию по изменению себя. И если этот гнев обращен на себя, но здесь же, в себе, и заканчивается, — это тупик. 

И еще. Почему люди зачастую так стыдятся совсем пустячных вещей, и в то же время не испытывают никакого стыда в отношении очень серьезных своих ошибок и проступков? Парадокс? Хотя он, наверное, имеет свое объяснение. Возьмите молитвы, написанные святыми людьми. Там же через строку говорится, что человек ничего доброго не сделал, и постоянно грешит «делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами». Почему так? Либо святой, автор такого текста, лжет (что вряд ли), либо он как-то иначе видит и себя, и мир, и свои отношения с Богом и миром. У него иное состояние души. А значит, это у нас сбит духовный компас. Это мы потеряли правильные нравственные ориентиры и не знаем, не чувствуем, чего следует стыдиться на самом деле. Если приблизить магнит к компасу, он собьется и стрелка его будет показывать не туда, куда должна была. Так и мы, когда нас магнитом тянет к себе грех, сбиваемся с верного пути, неправильно оцениваем свои слова и поступки. А когда человек приближается к Богу, он видит, как все обстоит на самом деле. И видит себя настоящего. И понимает, что просто не замечал раньше каких-то самых главных вещей, из которых эти мелочи вырастали, как сорняки из семян. Поэтому мелочей он стыдился, но не мог понять, почему он их повторял снова и снова. Как апостол Павел говорил: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:19). Почему? Потому что так действует грех, сидящий во мне, словно заноза, словно магнит, сбивающий все мои ориентиры в этой жизни. Мы больше рассуждаем про «хорошее» и «плохое», про сферу поступков. А святые — про грех, живущий в человеке. Мы стыдимся поступков. Они — искореняют то состояние души, которое вызывает к жизни эти поступки. Хотя самих поступков, быть может, они и не совершали. Но видели в себе семена греха и плакали об этой засоренности собственной природы. Но их гнев был направлен не на себя, а на корень всех наших бед — на грех. 

Думаю, ложный стыд потому так и назван, что у него — неверная направленность. Устремленность на какие-то мелкие поступки, и самое главное — на их оценку другими людьми. Ты оказываешься рабом пошлой мысли «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна?» и вместо исправления причины греховных поступков начинаешь прятать от людей их последствия. Недаром перед исповедью священник обращается к исповеднику со словами: «если же ты устыдишься, или убоишься, и скроешь что-то, то получишь сугубый грех и так и уйдешь неисцеленным»... То есть в стыде есть и сильная психологическая сторона, которую, как оказывается, на пути к Богу надо суметь преодолеть. Переступить через себя и свой стыд.

И тогда — силой Божией — можно увидеть себя настоящего, и понять, что ты сам, один, бессилен изменить себя. Но с Богом ты получаешь силу, с которой ничто не сравнится.


Вернуться назад