ИНТЕЛРОС > №7, 2017 > Что читать

Что читать


30 июля 2017

Техника безопасности в компьютерных сетях

М.: Даниловский благовестник, 2013. — 176 с.

 

 

Казалось бы, уже столько копий сломано в спорах о вреде и пользе Интернета, что можно и закрыть эту тему. Еще шесть лет назад Святейший Патриарх Кирилл поставил точки над i, отметив, что Интернет может быть и средством удовлетворения низменных потребностей, и инструментом донесения до человека церковной проповеди. Все дело в отношении к «глобальной сети» и в здравом смысле пользователя.

Однако подрастают новые поколения, и родители, которым небезразлично будущее их отпрысков, вновь и вновь задаются вопросом: как оградить ребенка от вредного влияния Интернета? Тем более что школьное и вузовское обучение все больше смещается в виртуальную область.

В этой книге священники, психологи, специалисты-айтишники дают советы, как уберечь детей от излишней информации и нежелательного общения в Интернете. Здесь нет сознательного сгущения красок и желания напугать родителей, хотя статистика о количестве педофилов в соцсетях и информация о том, что, согласно соцопросам, 60 % детей хоть раз в виртуале сталкивались с недвусмысленными предложениями, способны насторожить. Мы привыкли чувствовать себя хозяевами интернет-пространства, уже не осознавая, что нами манипулируют. Простые советы, как защитить себя и своих детей от разрушительного и опасного воздействия, помогут стряхнуть с себя липкую паутину и очнуться от виртуального сна.

 

 

Александр Ткаченко. Невыдуманные уроки отцовства

М.: Никея, 2017. — 208 с.

 

Читателям «Фомы» Александр Ткаченко хорошо знаком, а фрагменты этой книги ранее появлялись на страницах журнала. Для читателя другого круга, особенно невоцерковленного, который взял книгу из-за подзаголовка «Невыдуманные уроки отцовства», она может показаться не столько пособием по воспитанию, сколько путеводителем по вселенной, имя которой — православная многодетная семья. Здесь она предстает без ретуши, но и без очернительства.

Ткаченко очень честен в своем повествовании, его текст не нравоучителен, а исповедален. Это вызывает уважение к автору, а главное — желание следовать его советам.

Героями книги стал сам автор с супругой Ниной, трое сыновей, дочка Лидочка. А вокруг — российская провинция с безработицей и пьянством, экономические кризисы, мечты юности, которые не удалось реализовать, потому что надо было ставить на ноги семью. И вера в Бога, помогающая им удержаться на плаву.

Если убрать из этой картины религиозную составляющую, мы увидим жизнь многих отечественных многодетных семей. Как выжить на такие пособия? Как сохранить брак, если отец постоянно уезжает на заработки, а мать вынуждена в одиночку справляться с бытовыми неурядицами и с воспитанием потомства? Как побороть свою любовь к алкоголю и отвратить от него подрастающих сыновей? Как научить мальчишек давать сдачи, не нарушая христианских заповедей? Как жить, если твой собственный ребенок не хочет разделять твои жизненные принципы?
Александр Ткаченко дает уроки отцовского воспитания на примерах сыновей Антона, Глеба и Никиты, семей из своего прихода и друзей юности, чьи отношения с религией складывалось иначе. Его истории порой бесхитростны, а советы вполне очевидны — люби своих детей, уважай их интересы, не ври ни им, ни себе, ни жене и не переживай, что все силы, деньги и нервы уйдут на благо семьи. Но именно из-за этих советов книга Ткаченко — для куда более широкого круга читателей, чем обычно бывает с «духовно-просветительскими изданиями».

Может, читателя-агностика смутит повторяемое автором присловье «Бог дал детей — Бог даст и на детей». Но словом и делом Ткаченко воплощает совсем иное: «На Бога надейся — а сам не плошай». Весь посыл книги об этом — верь, не бойся ошибаться и проси прощения, если ошибся. Семей без ошибок не бывает. Ни многодетных, ни каких-то других

 

Н. В. Романова-Сегень. Книга о преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне и алапаевских мучениках

М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 320 с.: ил.

 

 

О великой княгине преподобномученице Елисавете Феодоровне сегодня знают не только православные. Внучка английской королевы Виктории, супруга великого князя Сергея Александровича Романова, убитого в 1905 г. террористом, красивейшая женщина Европы, основательница легендарной Марфо-Мариинской обители милосердия, отказавшаяся покинуть пылающую в революционном огне Россию и принявшая мученическую кончину вместе с другими членами царской семьи в уральском Алапаевске в 1918-м…

Но одно дело — биографическая справка с православного сайта, и совсем другое — живая, красочная, динамичная историческая (на документальной основе) повесть, воссоздающая в мельчайших деталях эпоху, предлагающая выразительные и достоверные портреты участников событий. В повести действуют и реальные, и вымышленные персонажи, но ей можно доверять: автор бережно обращается с историческими фактами (добавляя к широко известным новые интересные моменты, делающие картину более объемной и глубокой), и правдиво передает атмосферу, в которой жила и трудилась святая мученица Елисавета. Действие разворачивается то в царских апартаментах и в Ильинском, имении великого князя Сергея Александровича, то на Святой Земле, куда ездили супруги, то в Марфо-Мариинской обители, то в последнем арестантском прибежище великой княгини на окраине Алапаевска…

 

Протоиерей Андрей Ткачев. Сборник статей

М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 704 с.: ил.

 

 

Что-то из вошедшего в этот сборник появлялось в других книгах протоиерея Андрея Ткачева. Что-то совсем новое. И это, как всегда у отца Андрея, — задушевный разговор, честный, бескомпромиссный и в то же время сострадательный. Нет, наверное, ни одной темы, которая волнует современного человека и которой не касался бы автор. Взаимоотношения в семье, мировая история, литература и искусство, мигранты в Европе, современное кино и, конечно, жизнь Церкви и человека в ней — обо всем отец Андрей имеет собственное мнение, оригинальное и бесстрашное. Стиль публициста и проповедника, хлесткий, ироничный, временами едкий, хирургически точный, встряхивает и заставляет думать. Это почти философская публицистика, становящаяся пронзительно лиричной.

«Когда же увижу Тебя? Грустно мне, даже до смерти грустно смотреть на витрины, рекламы и лица попутчиков в метро. Долго ли еще буду странствовать? Что еще пережить придется? Ты слышишь меня? Ты меня не забудешь, не бросишь? Ведь Ты же меня создал. Молчит. А в сердце ответы рождаются, закипают, набегают один за другим, словно волны на берег: “Скоро увидишь. Скоро. Все сны заканчиваются. И эта странная жизнь, эта каша, сваренная из сладостей и тревог, как сон, пройдет. Увидишь Его. Даже не сомневайся. А пока голос Его слушай. Всякий раз, когда Евангелие читают, замри и слушай. Это Он говорит!.. К чаше иди… Только иди, не стой…”»

 

 


Вернуться назад