ИНТЕЛРОС > №9, 2013 > Как Москва стала церковной столицей России

Как Москва стала церковной столицей России


19 сентября 2013

В картинках

Со времен Крещения Руси до конца XIII века резиденция глав Русской Церкви находилась почти все время в Киеве. Однако после нашествия Батыя в 1240 году великий город надолго запустел. Митрополит Максим избрал новой резиденцией Владимир-на-Клязьме. К сожалению, и этот прежде богатый столичный центр сильно пострадал от ордынцев. В начале XIV века митрополит Петр, после некоторых колебаний, вновь перенес резиденцию — на сей раз в Москву. Память святителя Петра празднуется 6 сентября.

Митрополит Петр находился в добрых отношениях с московским князем Иваном Калитой.Святитель скончался в 1325 году и был погребен в строящемся Успенском соборе Московского кремля. Место захоронения он избрал себе сам. Это событие стало символическим переносом митрополичьей резиденции из Владимира в Москву.

В детские годы московского князя Дмитрия Донского митрополит Алексий возглавлял боярское правительство, и его голос был решающим в державных делах.

В середине XV века Московская митрополия обрела «автокефалию», то есть независимость 

от Константинопольского патриарха. Митро­полит Исидор, сторонник унии с католичеством, вынужден был бежать из Москвы. На его место собор русских архиереев избрал митрополитом Иону.

 

В судьбе Московской митрополии нередко случалось так, что властный государь оказывал на нее давление, пытаясь ограничить духовную независимость Церкви. Но гораздо хуже бывало, когда правитель, по слабости своей, не мог контролировать самовластную аристократию. Она  вмешивалась в дела Церкви с жестокостью и корыстью. Так, в детские годы Ивана IV знать свергала одних митрополитов и ставила других, не считаясь с величием их духовного сана. 

  В середине XVI века митрополит Макарий, большой духовный писатель, провел нашу Церковь через большие просветительские труды. Появился общерусский пантеон святых, сборник правовых и нравственных установлений «Стоглав», велось масштабное церковное летописание.

Московские митрополиты сопротивлялись кровавому эксперименту «опричнины».Митрополит Афанасий отказался от своего высокого сана, сославшись на слабое здоровье, а митрополит Филипп обличил неправедность царя прилюдно и открыто. Его не испугали угрозы Ивана IV, муки заточения и казнь родственников. Позднее его задушил в Тверском Отроче монастыре опричник Малюта Скуратов. Русская Церковь прославила Филиппа в лике святых.

В 1589 году, по соглашению между московским правительском царя Федора Ивановича, Московской митрополией и патриархом Константинопольским Иеремией II в Москве было учреждено патриаршество. Иеремия поставил первым патриархом Московским Иова. Позднее другие греческие патриархи утвердили это решение. 

Рисунки Елены Поповской.


Вернуться назад