ИНТЕЛРОС > №9, 2017 > Слово ученикам

Марина Журинская
Слово ученикам


28 сентября 2017

 

 

Марина Журинская о 24 главе Евангелия от Матфея

Как неоднократно свидетельствуется евангелистом Матфеем, Христос после беседы с народом обращался к ученикам с особо сокровенными словами. Вот и на это раз Он, выйдя из храма, продолжал учить. Ученики решили показать Ему (как провинциалу?) здания храма, а Он сказал: «Видите ли всё это? истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». Какие горькие слова! Но кажется еще более горьким то, что истинное пророчество о разрушении Второго храма вменялось в дальнейшем в вину Мессии. Здесь нет ничего удивительного; наверняка и до этого, а уж с тех-то пор неоднократно указания на неблагоприятный исход расценивались и расцениваются как «выпад» и «вылазка врага», при которой главное — дать отпор. При этом реальная ситуация никого не волнует, а власть имущие озабочены только своим авторитетом. И цинично рассчитывают на то, что когда сбудется предсказанное, они всегда найдут отговорку; например, можно будет сослаться на то, что «вражеская провокация» ослабила геройский дух… Или даже на сверхъестественный происки, как в быличке про того, кто рубил сук, на котором сидел, проигнорировал предупреждение прохожего, а когда упал — кинулся за ним с криком: «Хватайте колдуна, бейте!».

Иванов А. Проповедь Христа на горе Елеонской о втором пришествии. 1840

А когда Иисус с учениками сидел на горе Елеонской, они спросили о сроках и признаках пришествия Его (имеется в виду Второе славное пришествие). Ведь нормальный человеческий вопрос, и ответ был дан подробный и можно сказать уважительный. Но начинается он с предостережения, в актуальности которого мы с тех пор могли убедиться, и чем дальше, тем чаще убеждаемся:

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и змлетрясения по местам; всё же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется, и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».

Редкостно насыщенный текст, — даже для Евангелия. И очень есть над чем задуматься, и в первую очередь — об эсхатологической перспективе. Нас сильно попортили фольклор, марксизм и кино, все-то нам хочется хеппи-энда, желательно побыстрее и поволшебнее. А у нас впереди конец света, гибель этого мира и Страшный суд. И знаете что? Давайте поспокойнее исчислять наши обиды, потому что сказано про «будут предавать на мучения и убивать», а вовсе не про травить и издеваться, это-то в порядке вещей. И еще важное: «за имя Мое», а вовсе не за наше поведение, которое кому-то — пусть ошибочно — показалось неправильным. И вот что нельзя упускать: свойство ненавидеть здесь приписывается тем, кто соблазнился, а отнюдь не твердым в вере. А уж что касается охлаждения любви по причине беззакония, то это именно так и есть, и непристойно объяснять ее охлаждение (а по большей части и просто отсутствие) тяжелыми обстоятельствами и тем, что все вокруг плохие-преплохие. Сказано же, что спасется претерпевший до конца, то есть устоявший перед паникой, стойкий в гонениях, мужественно претерпевающий обстоятельства (ну скажите на милость, можно ли представить себе перед лицом Божиим здорового дядю-охранника, который увидел безобразящих теток и совершенно потерялся? а если бы он вооруженных бандитов увидел, нежный наш?).

Спаситель дает очень точный на самом деле критерий, по которому можно узнать срок конца света. И это отнюдь не всеобщая развращенность и не склонность к греху, как часто приходится слышать и читать. Бог-Человеколюбец видит этот срок по-иному: когда «проповедано будет сие Евангелие Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам». Причем именно Евангелие, Благая Весть о Спасителе, а отнюдь не такие вещи (пусть и полезные), как правила поста, сведения о том, как креститься в храме, как кланяться, как свечки зажигать. А то помню, напали на меня три бабки в храме со словами: «Тебя как Апостолы учили платок завязывать?» (он у меня сзади был завязан). Кажется, та же летучая бригада всегда несла стражу у Чаши (не причащались никогда) с тем же припевом «тебя как Апостолы учили руки складывать?». Вот тут и думай, проповедано им Евангелие Царства или нет.

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! МолИтесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходИте; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы».

Каким-то малопостижимым для нас образом Христос здесь говорит и о разрушении Второго храма со всеми вытекающими последствиями для ветхозаветного Израиля, и о конце времен. Отметим, что мерзость запустения, о которой говорил пророк Даниил, — это страшные картины храма, в котором уже нет богослужения, а в дальнейшем он превращается в развалины (Дан 9). Так давайте подумаем, сколько храмов было поругано и уничтожено в России! Поистине свят Господь Бог наш — и многотерпелив. И еще останавливает внимание Его рассуждение о том, что и в гибельных бедствиях действует милосердие Божие, и дни погибели будут сокращены «ради избранных». Простая логика подсказывает, что и некоторые неизбранные тем самым избегнут гибели в бедах, — но такова уж Божественная милость и любовь.

И снова предостережение против лжепророков, против знамений и чудес (и против их жажды). Славное пришествие Христово не нужно «вычислять», угадывать, разузнавать его тайные признаки. Оно будет очевидным, и обмануться будет невозможн, и еще такой момент: однажды умного священника спросили, когда будет светопреставление. А он ответил: «А вам не все равно? Когда будет, вы об этом несомненно узнаете — где бы вы в это время ни находились». И действительно, Апостолам надлежало знать об основных принципах. Эти основные принципы они поведали нам. Остальное — уже детали. А так ли уж верно, что все детали должны быть нам открыты здесь и сейчас, раз и навсегда — и, пожалуйста, в легкоусвояемой форме?

Ведь недаром говорится, что Писание нужно читать всю жизнь, с неустанным благоговейным вниманием. Не ставить рекорды и не стремиться все-все-все ухватить разом. Ну вот, вполне подходящий случай поупражняться в смирении: что это такое сказано про труп и орлов? Орлы — стервятники, которые собираются, когда есть для них добыча. Для жителей пустынь и степей парящие в небе орлы — очень выразительный знак. А так ли он понятен нам? Честно говорю, для меня сравнение звучит странновато и непривычно: где труп — а где Второе пришествие. Вполне возможно, что это место кем-то истолковано исчерпывающим образом; не знаю, я экзегезой не занимаюсь, я читаю Писание. И готова признать, что здесь у меня ясности нет, но я согласна с этим смириться — до поры до времени. Не исключено, что время это будет долгим, хотя возможно, что и кратким… Просто я знаю, что если это будет мне нужно, Господь явно даст знать.

Далее рисуются впечатляющие картины продолжения катаклизмов, сопровождающих Второе пришествие: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветки ее становятся уже мягкими и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях». Здесь снова обращает на себя внимание идея явности Пришествия, несомненных и ясных его знаков, которые ни с чем невозможно спутать и в которых невозможно усомниться. И какой мирный и светлый образ преддверия: весенние ветви смоковницы!

А вот заверения в истинности сказанного, причем в безупречной логической связке: да, это будет; когда — никто не знает, кроме Бога Отца, и никому больше не дано знать; поэтому нужно жить обычной жизнью… но для праведников обычная жизнь — это жизнь праведная, а праведник всегда бодрствует, то есть среди человеческих трудов помнит, что любой миг может оказаться последним: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как Ной вошел в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Поэтому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».

По существу нам здесь предлагается царский путь для разрешения неизбежно волнующей проблемы эсхатологических ожиданий: спокойная размеренная жизнь с памятью смертной. Во времена Ноя он был единственным, кто оказался готовым к потопу: построил ковчег. Нужно сказать, что окружающие относились к нему с нескрываемым презрением: нашел чем заниматься, когда кругом столько интересных дел и занятий. Потому и полезно и душеспасительно неведение сроков, что оно позволяет возрастать в силе духа и, предаваясь земным делам, помнить, что они — временны. Кстати сказать, нынешняя погоня за материальными благами находит массу аналогий в Евангелии — и ни один из Евангельских эпизодов не позволяет считать ее сколько-нибудь допустимой. Боюсь, что критерии достойной жизни померкли в общественном сознании, замутненном рекламой и примерами из жизни сверхсостоятельных людей, и их нужно продумывать заново. Вопрос же о другой стороне медали — о принципиальном отстаивании нищеты, убожества и невежества — достоин сугубого рассмотрения, но в другом месте.

Глава завершается притчей не вполне обычного типа. В ней речь идет об ответственности властителей народов за доброе отношение к людям, — но не ради достижения процветания, а перед лицом Божиим и в эсхатологической перспективе: Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов».

Так что совершенно правильная идея, что власть — от Бога, имеет еще и такой вот аспект: властители перед Богом отвечают. В этом смысле призыв повиноваться властям становится частным случаем величественного и грозного «Мне отмщение, Аз воздам» (Втор 32:35; Рим 12:19).


Вернуться назад