ИНТЕЛРОС > №9, 2018 > Вопросы мастерам

Вопросы мастерам


20 сентября 2018

Почему на иконах все святые похожи друг на друга?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

 

Анатолий ВлезькоПожалуй, каждый из нас хоть раз слышал или произносил выражение «иконописное лицо». О каких лицах так говорят? Правильные черты и вытянутый овал лица; одухотворенные, как будто не от мира сего, глаза; тонкий нос; большой лоб. Это может удивить: неужели все святые были похожи? То есть имели именно такую «иконописную внешность», несмотря на то, что родились в разных семьях, разных странах, принадлежали к разным расам?

Конечно, нет. Святые выглядели совершенно по-разному, и святость их никак не была связана с определенным типом внешности. Дело в том, что изображение святого на иконе — это не портрет, а сама икона — не максимально точная фиксация физической реальности. Иконописец видит глубже и дальше индивидуальных черт. Лицо становится ликом, и хоть в нем вполне можно узнать черты реального прототипа — исторически существовавшего святого, мы видим не портрет этого человека, а, если так можно выразиться, портрет его души. Отблеск Духа Святого в глазах, опыт богообщения, любовь и сострадание к людям, любовь ко Христу.

Почему на иконах все святые похожи друг на друга?

Безусловно, играет роль и стиль иконописной школы, в которой был написан тот или иной лик святого. Выбор красок и общий цветовой тон иконы, способ создания изображения, композиционные особенности — все играет роль. На иконах, написанных в одной традиции, лик Спасителя темный, торжественный и как будто строгий; в другой традиции — с более мягкими чертами, выполненный пастельными оттенками и словно пронизанный светом. Но несмотря на стилистические отличия, на каждой из икон — тот самый Христос, единственный, который искупил наши грехи Своей крестной смертью и воскрес. В этом чудо иконописи — это не портретная живопись, а искусство, которое дерзает изображать вечное, божественное.

 

Для чего на фресках и мозаиках изображают жития святых?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

 

Для чего на фресках и мозаиках изображают жития святых?

Сцены из жизни святых в монументальных росписях появились после сложного периода иконоборчества. Торжество Православия — это в том числе торжество праведников. Созерцание их жизненного пути мыслится Церковью как просвещение и назидание: верующим подается зримый образец христианского пути человека.

Один из первых святых, чью земную жизнь и посмертные чудеса начали подробно изображать, — святой Георгий Победоносец. Его житийные циклы распространены по всему православному миру. На Руси первые стенопис­ные рассказы о святых появились в Георгиевском и Петропавловском приделах Софийского собора в Киеве.

Житийные циклы постепенно расширялись до многосюжетных композиций, до целых повестей из двадцати и более живописных глав. Иконописец мог выбирать сцены из жития. Например, Николай Чудотворец совершил четыре чуда на море, но в роспись обычно включают одно из них. А вот «Деяние о стратилатах», основанное на письменном источнике IV века, изображается подробно, в трех сценах — так, как описано в тексте.

Торжество Православия

Фрагмент иконы «Торжество православия», первая половина XV в.
В центре композиции икона Богоматери Одигитрии, слева император Михаил III и императрица Феодора, восстановившие почитание святых икон.

Фрески монастырей рассказывают об основателях обителей, также часто встречаются деяния Иоанна Предтечи, покровителя монашества.
Современные иконописцы опираются на канонические образцы и тексты житий. Нашей мастерской довелось разрабатывать совместный житийный цикл благоверных князей Димитрия Донского и Евфросинии Московской. Цикл основан на акафистах самим святым, а также Донской и Владимирской иконам Богоматери.


Вернуться назад