Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2019
В этом фотопроекте известные фотографы рассказывают о своих собственных снимках.
Владимир Ештокин – фотограф журнала “Фома”, путешественник, автор множества персональных выставок, создатель уникальных 3-D панорам русских храмов и монастырей.
У фотографа, как детишки у мамочки, все фотографии любимые, поэтому выбрать всего 5 из них просто невозможно. Скорее, это те фотографии, которые почему-то запомнились больше других.
Начало 2000-х годов, снято на пленку на излете пленочной эпохи. Место действия – Бисерово озеро. Водосвятный молебен на Крещение. Та зима была не очень холодной, и лед на озере был тонким. Когда отец Сергий начал служить молебен и все выстроились вокруг Иордани, лед начал проседать, и в итоге батюшка оказался по щиколотку в воде. В довершение всего выяснилось, что кропило забыто на берегу. Тех, кто рискнул подойти поближе, пришлось кропить водой прямо с ладони. К счастью, лед выдержал двухчасовое стояние, и вынужденных купаний не случилось.
Середина 1990-х годов. В то время многие люди меняли профессию, и мои друзья-альпинисты, чтобы заработать на жизнь, одними из первых в Москве стали заниматься промышленным альпинизмом. Однажды они предложили мне сходить в Кремль на съемку. А надо сказать, что в те годы попасть на Спасскую башню было намного легче, чем сейчас. Они поднялись в башню и спустились на циферблат по веревкам, а я стоял на площадке под часами. Их задачей было обследовать состояние циферблата, а моей – запечатлеть этот исторический момент.
2018 год. Праздничная Литургия в Казанском храме села Курба Ярославской области затянулась. Детишки устали. После Причастия они выбежали на улицу с иконами и начали носиться вокруг колокольни, восторженно крича: “Иисус Христос, помилуй нас!” Они сделали несколько кругов, прежде чем мамаша успела их отловить.
В 2017 году по просьбе наших коллег из православной службы помощи “Милосердие” я снимал в медицинском центре при Марфо-Мариинской обители. В течение недели я ходил туда, как на работу. В результате родилась серия фотографий, рассказывающая о том, как взрослые помогают детям с нейромышечными заболеваниями справляться с недугом: в прямом смысле ставят детей на ноги, учат говорить, пользоваться ложкой. Для меня это была очень нелегкая съемка: мне было важно показать эмоциональное состояние взрослых и их подопечных, сделав это максимально тактично.
Всякий раз, проходя с «Бессмертным полком» по Тверской, я видел этого старика. Он стоял у окна, держа в руках женский портрет. В этом (2018) году мне захотелось увидеть «Бессмертный полк» его глазами: сфотографировать шествие, стоя в этом окне за его спиной. «Вычислить», где он живет, труда не составило: я легко сделал это по моим же фотографиям. Вот нужный дом, нужный этаж. Встречаю человека в подъезде, показываю ему фотографию на мобильнике. «Знаете его?» – «Говорят, он умер. Вот в этой квартире жил», – машет он рукой. Звоню. Открывает молодой человек. Представляюсь, снова показываю фотографию на телефоне… Звали его Клочков Игорь Николаевич. Военный инженер. Умер зимой этого года, накануне Рождества. Ему было 97 лет.