ИНТЕЛРОС > №9, 2019 > Священномученик Михаил (Воскресенский)Священномученик Михаил (Воскресенский)19 сентября 2019 |
1883–06.09.1918Когда-то село Бортсурманы, находящееся ныне в Нижегородской епархии, называлось Никольским. Но с XVIII века, как повествует предание, прилепилась к его жителям кличка: басурманы. В те времена управляющий имением помещика был человек жестокий. И вот два брата сговорились его убить. Управляющего почитали в селе колдуном, и кто-то сказал братьям, что убить колдуна можно только в пасхальную ночь, между заутреней и обедней, и не чем иным, как задней осью колеса телеги. На добрым делом находишься, а худое само при дороге лежит. Пришла светозарная пасхальная ночь. Братья притаились на паперти и ждали выхода управляющего. И только он вышел — ударили его в темноте. В смертельном страхе управляющий бросился бежать. Братья догнали его и убили. Священник Михаил Воскресенский с семьей
Мигом разнеслась весть по селу. Перед обедней, когда все крестьяне собрались в храме, барин их укорил: «Басурманы! В светлое Христово Воскресение, когда мы говорим “Христос воскрес”, вы человека убили… Басурманин — и тот того не сделает, что вы сделали!..» Говорят, впрочем, что жители его некогда занимались бортничеством — отсюда и название. Здесь затеплился и запылал пламенем божественной любви и благодати подвижник веры и благочестия святой праведный Алексий Бортсурманский, священник построенной при нем в 1789 году тщанием помещика Петра Петровича Пазухина Успенской церкви. Здесь в 1918 году мученически окончил свои дни священник Михаил Воскресенский. Священномученик Михаил родился в 1883 году в селе Теплый Стан в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскресенского. Дед отца Михаила священник Димитрий был настоятелем храма в селе Порецком и преподавал Закон Божий в школе. Здесь учился будущий тесть отца Михаила, Иван Данилович. Однажды, уже после смерти, отец Димитрий явился ему. Иван Данилович почел это явление за особое предзнаменование, и когда много лет спустя внук отца Димитрия — Михаил — попросил в жены его дочь Марию, он без раздумий согласился. В 1906 году Михаил окончил Нижегородскую духовную семинарию и 27 июня 1906 года был назначен псаломщиком в Симбирскую епархию в церковь села Митин Овраг Курмышского уезда, а 24 февраля 1907 года — рукоположен во священника к Успенской церкви в селе Бортсурманы. Михаил Воскресенский — студент Нижегородской духовной семинарии
Прихожане полюбили отца Михаила за доброту, благочестие и безупречное исполнение пастырских обязанностей. Восстание возглавил директор местного банка Соверкин. Горожане разоружили стоявшую в городе красноармейскую роту, посадили солдат под замок, строго приказав случившимся тут жителям села Бортсурманы Николаю Мигунову и Николаю Небасову стеречь пленников, не давая им ни есть, ни пить, но те кормили и поили их, почти ни в чем не стесняя. Карательный отряд, выступивший на подавление сопротивления, почти весь состоял из латышей. Возглавлял его некий Гарин, выходец из дворян Нижегородской губернии. Где бы ни проходил отряд, повсюду мучили и убивали священников. По Бортсурманам пронесся слух, что каратели всех истребят. Поплыл над селом и полями, как призыв, как погребальный звон, голос колокола. Это звонил крестьянин по прозвищу Еленя, который умел и любил звонить. И колокол был здесь особый, крестьянский, отлитый на крестьянские средства; привезли они его сюда сами, не доверяя церковного дела бессловесным животным, сами впрягаясь в упряжь, — была установлена очередность, и крестьяне менялись, чтобы всем досталось везти звонкоголосого проповедника. И теперь стоял на колокольне Еленя, звонил и звонил — и разносился окрест звон сильный, набатный. С тревогой слушали люди безвременный звон. Отца Михаила в это время в селе не было, он уехал в соседнюю деревню Козловка причащать немощного прихожанина. Отряд карателей расположился на горе против села. Они тоже слушали этот звон, чувствуя, что никак он не может подавать свой голос за них, иноверцев и безбожников. И выставили они против села орудие, намереваясь сжечь Бортсурманы. Так бы оно, вероятно, и произошло, если бы в плен к ним не попал почтальон. — Бортсурманы окопаны? — спросил его Гарин. Наконец решили послать двух разведчиков. На самом въезде в село встретили мужика, который мирно пахал землю. Как расположить мужика, красноармейцы знали, сами были когда-то крестьянами. Один впряг в крестьянский плуг свою лошадь и начал пахать, другой расспрашивал о жителях села, кто где живет и как пройти. Составился целый список. Каратели той же ночью въехали в село и приступили к арестам. Арестованных сводили в здание волостного правления. — Кто идет? Священника пропустили, и он поехал домой. А в это же самое время другие каратели пришли к нему в дом, чтобы арестовать его, но не застали и ушли. Войдя в дом, понял отец Михаил, какой готовится ему жребий, но скрываться не стал. Вскоре пришли арестовать его. Супруга священника, Мария Ивановна, пошла за ними, чтобы передать отцу Михаилу чапан для тепла. — Ему и без чапана будет жарко, — ответили ей. Колонну из тридцати человек в сопровождении карателей повели в сторону Курмыша. Отец Михаил шел впереди и громко пел погребальные песнопения, а вместе с ним прихожане. Так прошли пять километров и дошли до овражного места, называемого Степаниха. Здесь всем было велено выстроиться в один ряд, палачи встали напротив. Отец Михаил опустился на колени и с воздетыми руками молился Богу. Из тридцати человек только один остался в живых — Иван Петрович Курепин. Он и рассказал о подробностях мученической кончины священника, церковного чтеца и двадцати семи крестьян. 19 сентября в местной советской прессе было опубликовано сообщение о казни карательным отрядом в 8 часов утра 6 сентября тридцати жителей села Бортсурманы, и среди них священника Михаила Воскресенского. О нем в сообщении говорилось, что священник «при расстреле не расставался с книжкой дома Романовых». Это был Новый Завет, изданный во время правления последнего российского царя. Вернуться назад |