ИНТЕЛРОС > №2, 2008 > СТАРОСТЬ КАК РАДОСТЬ СТАРОСТЬ КАК РАДОСТЬ07 февраля 2008 |
||
![]() Таисия Закобякинская Успенский храм в деревне Закобякино Ярославской области издали виден каждому, кто едет по дороге из Ярославля в Любим. Говорят, в старину звон церковного колокола был слышен в Костроме, до которой отсюда всего полсотни километров. Колокольню Закобякинского храма проектировал и строил сам губернский архитектор Андрей Михайлович Достоевский, младший брат знаменитого русского писателя. Величественный храм окружает кладбище, за ним — раскинулось огромное поле, на другой стороне которого виден старый деревенский дом. В этом доме живет местная легенда — Таисия Петровна Щеглова, стараниями которой в советское время закобякинский храм был спасен от закрытия и разорения. Таисия ожидает нас у ворот храма. На ногах — валенки, в одной руке — лыжная палка, в другой — видавшая виды деревянная трость. — Вышла из дома на лыжах, а дорога-то такая, что можно пешком идти, — улыбается бабушка, — вот лыжи возле дома и оставила, а в храм с двумя палками пришла! «Баба Тая», как называют Таисию в Закобякино, действительно человек необычный. У нее своеобразная речь, наполненная давно забытыми в городе словами, веселый огонек в глазах и изумительная улыбка. В свои восемьдесят семь лет эта старушка держит в доме корову, двух телят и гуся, который «вместо собаки». — Мы не устаем удивляться работоспособности и искренней вере Таисии Петровны, — говорит настоятель храма священник Сергий Корсаков. — У нее за плечами всего один класс образования, но мудрости в этом человеке столько, что на несколько академиков хватит! Когда в послевоенное время закобякинский храм остался без священника, Таисия взяла на себя управление приходом. Она исправно платила все налоги, на большие праздники выписывала из Ярославля священников. — Для этого сначала надо было ехать к областному уполномоченному по делам религий, потом к владыке, я и ездила, — вспоминает Таисия Петровна, — а однажды и до Москвы добралась! Она с улыбкой рассказывает, как ездила к председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР Владимиру Куроедову, чтобы уберечь приход от закрытия. Грозный чиновник, которого в то время боялись даже архиереи, принял малограмотную женщину, выслушал ее. — Я ему говорю: «Сынок, не надо храм-то наш закрывать, где мы молиться-то будем?» А он мне просто так отвечает: «Да не волнуйся ты, Таисия, оставим твою церковь». Так храм и выстоял. У Таисии Петровны семеро детей и тридцать внуков и правнуков, и эта энергичная женщина ни одного ребенка не рожала в больнице. Не из презрения к врачам, а потому, что некогда было по врачам ходить. — Думаю, вроде, рожать пора, — рассказывает Таисия, — уйду куда-нибудь подальше, полосу дожинать, там и рожаю, потом уже младенца домой в платье несу. Правда, растить своих чад Таисии пришлось одной: она стала вдовой в возрасте двадцати восьми лет. Несколько раз власти пытались забрать детей из семьи: считали, что трудно вдове справиться с ними. Однако каждый раз заставали дома одетых, обутых, умытых и довольных жизнью ребят. Сейчас все дети разъехались кто куда, вместе с мамой живет лишь одна из дочерей. — А как съедутся сюда дети и внуки тети Таи, — рассказывает отец Сергий, — храм сразу становится полным. Мы их так и называем в шутку: клан Щегловых! Таисия не в обиде на детей, что не остались жить в деревне. Она прекрасно понимает, что в развалившемся колхозе сегодня делать нечего. При этом бабушка никогда не интересовалась политикой и экономикой: — Некогда замечать мне перемены в государстве — надо в церковь идти, здесь моя отрада! Ничего мне в этой жизни не надо. Золото клади — все равно убегу! Сделаю по дому все дела и бегу в храм Божий! Здесь — настоящая жизнь! Рассказывают, что в деревне у Таисии Петровны есть завистники и недоброжелатели. Кто-то считает ее чуть ли не злой ведьмой, уж больно хорошо все у нее получается, и любые невзгоды она переносит с неизменной улыбкой. Вот и думают односельчане, что Таисия имеет дело с какой-то неведомой магией. Однако, глядя в чистые глаза этой бабушки, понимаешь, что тут дело не в магии, а в молитве и трудолюбии. Всем окружающим Таисия желает добра и любви к Богу: — Детки мои, живите с Богом, не обижайте Его! Он всех вас видит и любит! Вот и нам надо любить Бога от всей души. Не забывайте о Церкви, не ленитесь трудиться, и все у вас будет хорошо! Никого не оттолкнуть ![]() После вечерней службы трое вооруженных преступников попытались проникнуть в церковный дом. Почуяв неладное, Тамара выбежала во двор и стала громко звать на помощь. Рассвирепев, бандиты схватили женщину сзади и нанесли ей семь ножевых ранений, едва не задев сонную артерию. Пострадал и настоятель храма: его ударили по голове топором и вонзили нож в спину. После нападения священник не прожил и двух лет... На суде преступники признались, что хотели ограбить храм и церковный дом, но благодаря подвигу настоятеля и псаломщицы у них ничего не вышло. За проявленное мужество Святейший Патриарх Пимен наградил Тамару Николаевну орденом Святого равноапостольного князя Владимира. Сегодня орденоносная псаломщица, принявшая монашество с именем Таисия, руководит хором в Покровской церкви города Переславля-Залесского. Этому храму монахиня отдала последние пятнадцать лет своей жизни. Примерно столько же за свечным ящиком здесь трудится Маргарита Александровна Рыжова. Сегодня мы разговариваем о том, что эти пожилые женщины знают лучше всего: об общении с приходящими в церковь людьми. Ведь мои собеседницы — настоящее лицо Покровского храма. По долгу службы они встречают и провожают каждого заходящего сюда человека. — Когда я делала свои первые шаги в храме, община в основном состояла из пожилых людей, — рассказывает Маргарита Александровна, — сегодня же у нас все больше молодежи. И мужчин стало больше. Помню, раньше всего один мужчина в церковь ходил, а теперь молодые ходят целыми семьями и детей в храм приводят. — Ну, а как Вы думаете, современная молодежь как-то отличается от Вашего поколения? — Конечно, отличается, — уверенно отвечает Маргарита Александровна, — они лучше нас, сознательней! Если человек приходит в храм, он здесь остается: участвует в таинствах, детей своих к вере приобщает. А мы были не такие. Если и ходили в церковь, то только по большим праздникам, записочку написать… Похоже, нам так и не удалось обнаружить в Переславле хрестоматийных сердитых церковных бабушек. Сами матушки называют свой храм гостеприимным и прилагают все усилия, чтобы хоть чем-то помочь каждому приходящему сюда человеку. Здесь тоже выдают длинные юбки и платки, хотя к дамской одежде церковные служащие относятся довольно спокойно: — Если девушка в брюках или с непокрытой головой приходит просто свечку поставить, мы не заставляем ее надевать платок или юбку. А если приходит исповедоваться и причащаться — обязательно дадим ей юбочку, раскрывает нам секреты своей работы Маргарита Александровна. — Когда видим, что как-то неправильно человек себя ведет, то потом, когда будет выходить из храма, сделаем деликатно замечание. Чтобы в следующий раз уже не ошибался. Главное в такой работе — никого не оттолкнуть от Церкви. — Сегодня надо привлекать молодежь к храму, — говорит матушка Таисия. — Для этого нужны талантливые миссионеры и проповедники. Ну, а мы должны стараться быть примером для молодежи. Надо учиться смирению и терпению. Нельзя быть православным и допускать в своей жизни раздражение или сквернословие. Ведь церковный человек, будь то священник или простой прихожанин, в глазах неверующего соседа отвечает за все Православие, и по нашим поступкам окружающие судят о всей Церкви. Просфорница Из окон храма святой великомученицы Параскевы Пятницы на Туговой горе открывается прекрасный вид на исторический центр древнего Ярославля. Сама церковь расположена в черте города, но находится достаточно далеко от оживленных улиц и дорог, ее окружают небольшие частные дома. Вокруг храма — кладбище, где среди могильных крестов возвышается памятный знак в честь героев блокады Ленинграда. В этом приходе всегда особо чтут не только церковные праздники, но и 9 Мая и 22 Июня: среди прихожан «Параскевы» немало ветеранов войны и жителей блокадного Ленинграда. — Когда в начале девяностых храм вернули епархии, первыми сюда пришли именно старушки, — рассказывает настоятель церкви протоиерей Димитрий Денисов, — и всем им находилось занятие по душе. А молодежь потянулась уже за пожилыми. ![]() Еще одно яркое впечатление детских лет — деревенский храм, куда девочку водили по праздникам. Хотя большую часть жизни храм оставался лишь образом прошлого: Галина жила «как все», временами вспоминая о Боге, но не воцерковляясь. А в храм ее не так давно привели большое горе и… преподобный Серафим Саровский. Несколько лет назад в семье Галины Павловны случилась трагедия: она лишилась мужа и сына. — Эта утрата настолько меня потрясла, — вспоминает Галина, — что я места не могла себе найти. Чтобы хоть как-то успокоиться, ходила в церковь, где часто просто стояла и плакала… В разные храмы ходила и однажды попала в храм Спаса на Городу. Простояла в слезах всю Литургию, а после богослужения священник объявил, что вечером в храме будет служиться акафист преподобному Серафиму Саровскому. Тогда Галина впервые услышала слово «акафист». А возвращаясь из церкви домой, она обратила внимание на лежащую на асфальте, возле выброшенной кем-то коробки, размокшую под дождем небольшую книжку. Галина наклонилась над книжкой и замерла от неожиданности: на мокрой обложке было написано: «Акафист преподобному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу». С того самого дня Галина Павловна стала постоянной прихожанкой храма Спаса на Городу, где один из приделов освящен в честь этого святого. А найденная на улице книжка заботливо высушена, отглажена и лежит на почетном месте — перед иконами в красном углу. Оказавшись в храме, Галина Павловна сразу предложила приходу свою помощь. Она что-то шила для церкви, выполняла различные поручения, а два года назад стала просфорницей. Каждую неделю ее квартира наполняется ароматным запахом квасного теста. Галина любит свое послушание и охотно рассказывает нам об искусстве выпечки просфор, честно признаваясь, что освоила это дело далеко не сразу. — До сих пор могу иногда что-то сделать не так, — говорит она, — но я стараюсь! Галина Павловна не стыдится преклонных лет и не пытается молодиться, но на «классическую» старушку она все равно не похожа! В свои семьдесят она выглядит очень бодро и по сей день продолжает работать. Впрочем, за два часа нашего общения Галина ни слова не сказала о своей работе, зато с большой охотой рассказывает обо всем, что связано с ее родным храмом. Когда просфорница говорит о Церкви, на ее лице появляется радостная улыбка. Как ремонтировали храм, какие проповеди произносит настоятель отец Сергий, какие иконы особо почитают прихожане — об этом она готова говорить часами. — В Церкви я нашла свое место, нашла себя, — радуется Галина. — Наш приход — это большая дружная семья. Здесь мне помогли пережить то, что нельзя пережить одной… Временами в наш разговор вмешивается симпатичный кот по кличке Клепа. — Кот-то у меня тоже церковный, — говорит Галина, поглаживая любимца. — Батюшка наш как-то шел мимо помойки и слышит мяуканье, жалобное-жалобное. Оказывается, кто-то в пакете выбросил новорожденных котят. Батюшка их в храм принес, так мы этих малышей всем приходом молоком из пипетки вскармливали. Клепа — один из них. Когда разговор заходит о нравственном состоянии нашего общества, Галина Ивановна заметно грустнеет. — В молодости мы не знали Бога, но отношения между людьми были чище. Я выросла в деревне, и у нас невозможно было встретить девушку с сигаретой или с бутылкой пива. Не принято было и ругаться. Я тридцать лет прожила с мужем и ни разу от него скверного слова не слышала! А сегодня мат звучит на каждом шагу, и особенно преуспевают в этом, как ни странно, именно девушки. Молодежь думает о модной одежде, вещах каких-то. У меня же в молодости было одно платье и я нисколько не переживала по этому поводу! Все жили примерно одинаково и не стремились перещеголять своего соседа. Однако наша героиня обобщать не стремится. Сегодня в храмах немало молодежи, и эта церковная молодежь Галине Павловне очень симпатична. Впрочем, верующие молодые люди остаются среди своих сверстников белыми воронами, ведь их пока что очень и очень мало. — Если юноша или девушка приходят в храм, их нельзя выгонять, — считает просфорница. — Если, к примеру, девушка впервые пришла в Церковь, ей можно позволить прийти в брюках и в косметике. А в следующий раз она оденется в храм более пристойно. Человек должен осознать, что он пришел не в кинотеатр, а в Дом Божий, и вести себя здесь надо подобающе. А понимание такое приходит не сразу. Кстати, для впервые приходящих в храм девушек в Спасе на Городу также предусмотрены платки и длинные юбки, которые выдают при входе. Они пользуются особой популярностью у тех, кто заходит в храм лишь изредка. А есть ли в храме «злые старушки», которые выгоняют из храма молодежь и шипят на тех, кто по какой-либо причине не знает церковных правил? Галина Ивановна таких старушек не видела. И убеждена, что выгонять молодых людей из храма ни в коем случае не надо. Выгоним одного, выгоним второго — и к нам никто больше не придет. Нужно относиться к людям и их ошибкам с терпением и любовью. «Полезная» кнопка Благочинный Любимского округа Ярославской епархии иеромонах Вениамин (Райников) вырос и учился в Санкт-Петербурге. Последние несколько лет своего служения он общается в основном с пожилыми прихожанами. Почему? Да потому, что молодые люди все чаще уезжают из сельской местности и в деревнях остаются только бабушки. И если в мегаполисах можно встретить немало «молодежных» приходов, и их число даже растет, то в провинции подавляющее большинство прихожан — люди преклонного возраста. В свою очередь, такое обилие пожилых людей в наших храмах становится одним из аргументов для молодежи, чтобы не идти в Церковь. Дескать, кому интересно со старухами-то… Как бороться с этим стереотипом, я до конца не знаю, — говорит отец Вениамин, — но стараюсь больше общаться с молодежью, чтобы развеять миф о «дремучести» Церкви. Впрочем, и сами бабушки, как свидетельствуют ярославские священники, не всегда гостеприимно относятся к приходящим в храм молодым людям, например, выгоняя из храма одетых «не по форме». Отсюда и рождается распространенный стереотип о негостеприимности пожилых прихожанок. — Проблема «злых» старушек кроется в советском прошлом нынешних бабушек, — считает протоиерей Димитрий Денисов. — Нынешние пожилые прихожанки в большинстве своем пришли в Церковь уже в пенсионном возрасте, это «советские» бабушки, бывшие активисты партии и комсомола. Вот и получается, что они, как старшие по возрасту, пытаются привить молодежи какой-то опыт, а опыта-то нет еще, только первые шаги в Церкви делают! Таких бабушек нужно аккуратно направлять, чтобы учились со всеми разговаривать ласково. Главная проблема человека пенсионного возраста — проблема занятости. Людям, десятилетиями привыкшим трудиться, как воздух, нужно какое-то занятие, чтобы ощутить свою нужность, чтобы продолжать приносить пользу людям. В Ярославле нам рассказали историю о пожилой прихожанке, которая по старости и по слабому здоровью просто неспособна была выполнять какие-то обязанности по храму, но очень хотела помогать настоятелю. Сначала священник пытался заставить ее просто ходить в храм и молиться, но бабуля, выстаивая долгие службы, постоянно требовала для себя какой-нибудь работы. И батюшка нашел неожиданный выход. Устанавливая в храме сигнализацию, он провел в ее дом тревожную кнопку вызова милиции. Жизнь старушки буквально преобразилась. Она поставила возле кнопки кровать, стала внимательно следить за поведением сигнализации и… вновь ощутила себя нужным человеком. *** Среди десяти заповедей Моисея есть одна, призывающая почитать отца и мать. И исполнение этой заповеди не ограничивается естественной любовью к родным маме и папе. Наравне с родителями мы почитаем бабушек, прадедушек и всех людей, которые старше нас. Недаром на Руси бытовало обращение «мать» и «отец» по отношению к пожилым людям. Давно замечено, что многие наши поступки, плохие и хорошие, обладают эффектом бумеранга. Забросишь куда-нибудь свой гнев или зависть — и они к тебе обязательно вернутся, неожиданно ударив прямо по голове. Сделаешь милость — и она к тебе возвратится. В обмен на почтительное отношение к отцу и матери Господь обещает нам… безмятежную старость. Любить стариков мы должны вне зависимости от того, ворчат они на нас или мило улыбаются. Любить просто за то, что они — наши предки, они старше нас. А еще потому, что отбросив рано или поздно молодецкую прыть и богатырское здоровье, все мы станем требующими к себе внимания, зачастую ворчащими и поучающими юных да неопытных стариками. Только понять это надо прямо сейчас, когда у нас еще есть возможность научиться любить и прощать наших стариков. Пока они еще с нами...
Фото Владимира ЕШТОКИНА Автор: Денис МАХАНЬКО Вернуться назад |